Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 8 октября 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Мороз Н.Е. - Бакулкиной М.В. на решение Московского городского суда от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-1220/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, представителя административного истца Мороз Н.Е. - Бакулкиной М.В, представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года, на 1 января 2018 года, на 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года соответственно.
В пункт 11115 Перечня на 2017 год, пункт 11351 Перечня на 2018 год, пункт 12445 Перечня на 2019 год, пункт 7195 Перечня на 2020 год, пункт 7533 Перечня на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", стр. 2.
Мороз Н.Е, являясь собственником указанного здания, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими перечисленных выше пунктов Перечней на 2017-2021 годы, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 27 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Мороз Н.Е. отказано.
В кассационной жалобе представителя Мороз Н.Е. - Бакулкиной М.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 754, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", стр. 2.
Данное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания (1.2.5), принадлежащем административному истцу с 6 июня 2011 года.
В пределах земельного участка иные объекты не расположены.
Основанием для включения нежилого здания в Перечни на 2017 - 2021 годы послужил вид разрешенного использования земельного участка.
Принимая во внимание положения Приказа Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2017 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", суды сделали вывод о соответствии установленного в отношении земельного участка с кадастровым номером N вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов бытового обслуживания" видам разрешенного использования 1.2.5 - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и правомерности включения расположенного на указанном земельном участке нежилого здания в оспариваемые Перечни.
Опровергая доводы административного истца о необходимости применения к рассматриваемому случаю правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, суды указали на её неприменимость к рассматриваемому случаю, поскольку фактическое использование здания в соответствии с предназначением земельного участка согласно статье 378.2 НК РФ допускается в случае установления множественности видов разрешенного использования земельного участка, в то время, когда в отсутствие соответствующих обстоятельств в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ вид разрешенного использования земельного участка является достаточным для отнесения нежилого здания к объекту обложения налогом с учетом кадастровой стоимости.
Это обусловлено тем, что собственник земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, не лишен возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной.
Судебная коллегия соглашается с выводами обеих инстанций, основанными на нормах действующего законодательства, вследствие чего приводимые вновь в кассационной жалобе доводы со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ о необходимости установления фактического использования здания вследствие того, что спорное здание несколько лет находится в состоянии, требующем капитального ремонта, которое никогда не использовалось и не сдавалось в аренду для бытового обслуживания или в торговых целях, не могут быть приняты во внимание.
Эти доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, они были предметом проверки судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Приведенные выше нормы налогового законодательства и установленные судом обстоятельства давали административному ответчику основание для включения принадлежащего административному истцу здания в Перечни на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
С учетом изложенного приведенные доводы не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 27 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мороз Н.Е. - Бакулкиной М.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 декабря 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.