Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Тамбовской области Иноземцевой О.А. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 июля 2021 г. (дело N 2а-1199/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2021 г (дело N 33а-3252/2021), вынесенные по административному делу по административному иску Кириллова Дмитрия Александровича к Военному комиссариату г.Тамбова Тамбовской области, призывной комиссии г.Тамбова о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кириллов Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете призывников в военном комиссариате г. Тамбова Тамбовской области с 28 января 2010 г..
06 апреля 2021 г. призывной комиссией г. Тамбова вынесено решение о признании Кириллова Д.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пп. "а" п. 1 ст. 22, абз. 8 ст. 52 Федерального закона N 53-Ф3). Кириллов Д.А. снят с воинского учета призывников по достижении предельного возраста. Решением определено выдать справку взамен военного билета.
Не согласившись с данным решением, Кириллов Д.А. обратился в суд с административным иском, требования мотивировав тем, что его не уведомляли о дате и времени явки в призывной пункт, соответствующей повестки он не получал. Следовательно, в его действиях не было признаков уклонения от воинской службы и оснований для вынесения решения от 06 апреля 2021 г. не имелось.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 июля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2021 г, признано незаконным решение призывной комиссии г. Тамбова от 6 апреля 2021 г. о признании Кириллова Д.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 ноября 2021 г, представитель Военного комиссариата Тамбовской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на неверное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя административный иск Кириллова Д.А, суды двух инстанций, проанализировав положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, указали, что Кириллов Д.А. не прошел военную службу по призыву, поскольку мероприятия по его призыву на военную службу до достижения им 27 лет не проведены военным комиссариатом надлежащим образом, в связи с чем оснований для применения в отношении истца положений п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ не имелось.
С указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции следует согласиться.
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания пп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона N 53-ФЗ следует, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, осуществляемому на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год, с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 25 Федерального закона N 53-ФЗ.).
Статьей 28 Федерального закона N 53-ФЗ закреплены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются также Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 (далее - Положение).
Как установлено судами и подтверждается собранными по делу доказательствами, Кириллов Д.А. 28.10.2011 получил отсрочку от прохождения военной службы до 01.10.2015 на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-Ф3, как студент "данные изъяты""; 01.10.2015 получил отсрочку до 31.08.2018 на основании пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-Ф3 для обучения в аспирантуре; 03.12.2018 получил отсрочку до 31.08.2019 для подготовки к защите диссертационной работы (пп. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-Ф3), 14.11.2019 перенесен срок призыва как педагогическому работнику до 01.05.2020 (пп. "в" п. 1 ст. 25 Федерального закона N 53-Ф3).
Суды, давая оценку действиям призывной комиссии по принятию решения от 6 апреля 2021 г, которым Кириллов Д.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, указали, что доказательств направления и вручения Военным комиссариатом г.Тамбова Тамбовской области повесток о вызове Кириллова Д.А. для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период весеннего призыва с 1 мая 2020 г. по 15 июля 2020 года, материалы дела не содержат, каких-либо сведений о вручении лично ему повесток в деле не имеется, обязанность по самостоятельной явке в военный комиссариат у административного истца в силу закона отсутствовала.
Поскольку военным комиссариатом не было представлено доказательств, подтверждающих, что в юридически значимый период времени в отношении Кириллова Д. А. предпринимались действия по призыву его на военную службу, суды пришли верному к выводу о не прохождении истцом военной службы по призыву по независящим от него причинам и, как следствие, о наличии оснований для признания решения призывной комиссии от 6 апреля 2021 г. незаконным.
С учетом положений ст. 31 Федерального закона N 53-ФЗ и п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 г. N 400, суды сделали правильный вывод о том, что именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву; рапорты, имеющиеся в личном деле призывника, не подтверждают выполнение военным комиссариатом обязанности по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу.
Доводы жалобы об отсутствии нарушений положений действующего законодательства со стороны призывной комиссии были предметом исследования судов, которыми сделан обоснованный вывод о незаконности принятого решения и нарушении прав и законных интересов истца.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, административный ответчик по существу выражает несогласие с оценкой доказательств, данной судами, с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, послужившие основанием для удовлетворения заявленных требований, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 8 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 8 сентября 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Тамбовской области Иноземцевой О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 декабря 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.