Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н. В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы к Добровольской Наталье Викторовне о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1530/2021)
по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 августа 2021 года
Заслушав доклад судьи Матушкиной Н.В, объяснения представителя Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы ФИО8, поддержавшей доводы жалобы, представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы ФИО9, согласившейся с доводами жалобы, Добровольской Натальи Викторовны, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы обратилось в суд с иском к Добровольской Н.В. о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 786429, 82 руб. за период с 01.02.2011 по 31.08.2019, расходы по уплате государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, являясь получателем пенсии по старости, с 01.02.2009 получала ежемесячную компенсационную выплату, а с 01.01.2010 - ежемесячную региональную социальную доплату к пенсии на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, как неработающий пенсионер, имеющий место жительства в городе Москве. В августе 2019 г. из ГУ- ОПФР в результате межведомственного взаимодействия были получены сведения о перерасчете пенсии Добровольской Н.В. в связи с осуществлением трудовой деятельности. Согласно сведениям, полученным в результате межведомственного взаимодействия, Добровольская Н.В. с 12.01.2011 является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, доплата к пенсии была прекращена.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 5 апреля 2021 г. исковые требования УСЗН СЗАО г. Москвы удовлетворены. Взысканы с Добровольской Натальи Викторовны денежные средства в размере 786 429 руб. 82 коп. в бюджет города Москвы путем перечисления на счет Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы через Управление Федерального казначейства. Взыскана с Добровольской Натальи Викторовны в доход бюджета города Москвы государственная пошлина в размере 11 064 руб. 30 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 августа 2021 г. решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований УСЗН СЗАО г. Москвы о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии отказано.
В кассационной жалобе Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы выражает несогласие с апелляционным определением, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что 06.03.2009 Добровольская взяла на себя обязательство по своевременному извещению УСЗН района Митино обо все изменениях, в том числе о поступлении на работу. После вступления в силу постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП органы социальной защиты не обязаны были дополнительно запрашивать заявление у получателей мер социальной поддержки при выделении региональной социальной доплаты в отдельную меру социальной поддержки.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Добровольская Н.В. состоит в УСЗН СЗАО г. Москвы на учете как пенсионер по старости и до 31.08.2019 являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии как неработающий пенсионер, зарегистрированный в городе Москве.
06.03.2009 Добровольская Н.В. обратилась в управление с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии как неработающий пенсионер, имеющий место жительство в городе Москве, с 01.02.2009 указанная выплата назначена ответчику.
При подаче заявления о назначении ежемесячной региональной социальной доплаты как неработающему пенсионеру из бюджета города Москвы Добровольская Н.В. обязалась в течение 10 дней сообщить органу социальной защиты населения о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства, о чем подписала письменное обязательство (л.д.8).
В августе 2019 в адрес истца из ГУ-ОПФР в результате межведомственного взаимодействия поступили сведения о том, что ответчик с 12.01.2011 является индивидуальным предпринимателем (л.д.11-15).
Решением от 26.11.2019 N 5185, вынесенным начальником ОСЗН района Митино города Москвы с ответчика взыскана переплата РСД за периоды с 01.02.2011 по 31.08.2019 в размере 786429 руб. 82 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-1111.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несвоевременное сообщение ответчиком о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты региональной социальной доплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, и пришел к выводу о том, что переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.02.2011 по 31.08.2019 в сумме 786429, 82 руб. должна быть возвращена пенсионером.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-1111 и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии (РСД) взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии (ЕКВ).
Этим же постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Судом установлено, что Добровольской Н.В. на основании ее заявления от 06.03.2009 была назначена ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ) к пенсии как неработающему пенсионеру, ей были разъяснены условия назначения и прекращения ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии. 06.03.2009 Добровольской Н.В. дано обязательство сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы о поступлении на работу, а также возместить излишне полученные суммы выплат в случае невыполнения этого обязательства (л.д.8).
Вместе с тем, сведений о том, была ли Добровольская Н.В. проинформирована УСЗН СЗАО г. Москвы о замене ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, разъяснены ли ей были порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, подавала ли Добровольская Н.В. заявление о переходе на региональную социальную доплату к пенсии, принимала ли Добровольская Н.В. письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть об информировании управления социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств, не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ссылалась на то, что такие документы отсутствуют, о переходе с ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии ответчик не предупреждалась, в УСЗН СЗАО г. Москвы не вызывалась и соответствующее обязательство после перехода на региональную социальную доплату не писала, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при таких обстоятельствах оснований для возложения на ответчика обязанности по погашению задолженности по выплате РСД не имеется.
Кроме того, представитель истца не указала причины невыполнения возложенных на Управление социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы функций по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области), данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты, сообщила, что такой вопрос возник только в 2019 году.
Тем самым, невыполнение Управлением социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа г. Москвы в период с 2011 года по 2019 год возложенных на него полномочий межведомственного информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным органом, при выплате ответчику региональной социальной доплаты привело к возникновению и увеличению многолетней задолженности в виде излишне полученной ею региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на управления социальной защиты населения города Москвы возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру такой выплаты.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной о наличии оснований для взыскания излишне выплаченной суммы региональной доплаты были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
В силу положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность Добровольской Н.В. при разрешении требований истца о взыскании излишне выплаченной суммы региональной доплаты к пенсии презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Добровольской Н.В. возлагается на учреждение, требующего возврата названных выплат. Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, таких доказательств истцом представлено не было.
Добровольская Н.В. последовательно утверждала, что при назначении региональной социальной доплаты ей не было разъяснено, что она не вправе быть зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, а также обязана сообщить об этом в Управление социальной защиты населения города Москвы по месту жительства.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Доводы истца о том, что в нарушение порядка назначения и выплаты, Добровольская Н.В. не известила о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты (регистрация в качестве индивидуального предпринимателя), признаны судом необоснованными, поскольку Добровольской Н.В. произведена замена ежемесячной компенсационной выплаты (доплаты) к пенсии на региональную социальную доплату к пенсии, но не были разъяснены порядок и условия назначения и прекращения выплаты данной доплаты к пенсии, Добровольская Н.В. не принимала на себя письменное обязательство, установленное пунктом 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, то есть не была надлежащим образом информирована управлением социальной защиты населения города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.
Доводы жалобы о том, что после вступления в силу постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП органы социальной защиты не обязаны были дополнительно запрашивать заявление, установленное абзацем вторым пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, исходя из буквального толкования обязательства от 06.03.2009, на которое ссылается истец, в нем не указано, что Добровольская Н.В. должна была сообщить в органы социальной защиты о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не всегда совпадает с правовым понятием поступления на работу (л.д.6). При этом необходимо учитывать, что Добровольская является пенсионером и не обладает правовыми знаниями.
Доводы жалобы о наличии оснований для взыскания излишне выплаченных сумм, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на иную оценку доказательств, а потому основанием к отмене апелляционного определения являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом апелляционном определении, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения Северо-Западного административного округа города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.