Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в городе Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Муслюмовском, Мензелинском районах - Нафигуллиной Л.Р. на вступившие в законную силу постановление Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего менеджера Общества с ограниченной ответственностью "Ланч" Каримова Руслана Дамировича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Каримова Р.Д. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье - Нафигуллина Л.Р, выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить и принять новый судебный акт.
Каримов Р.Д, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на нее в установленный срок не представил.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу статьи 11 Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 2 статьи 50 вышеуказанного Закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 62-ЗРТ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" на территории республики введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 (в редакции от 28 мая 2021 года N 382, действующей на момент возбуждения дела об административном правонарушении) "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" в приложении N1 к постановлению установлены требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, в том числе:
обеспечить использование работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на принадлежащих им объектах и в транспортных средствах; обеспечить неукоснительное соблюдение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также предписаний и требований органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; проводить ежедневное до начала работы (смены) измерение температуры тела работников и их опрос о наличии симптомов респираторного заболевания (насморк, першение в горле, кашель); не допускать до работы лиц с повышенной температурой тела, признаками инфекционного заболевания; осуществлять дезинфекцию мест общего пользования, оборудования, инвентаря, оргтехники и поверхностей в помещениях с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, зарегистрированных в установленном порядке (далее - дезинфицирующие средства вирулицидного действия); обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками вирулицидного действия, зарегистрированными в установленном порядке (далее - кожные антисептики); осуществлять по окончании рабочего дня влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия; неукоснительно исполнять рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике новой коронавирусной инфекции, разработанные применительно к соответствующим видам организаций или деятельности;
Из материалов дела усматривается, что 17 июня 2021 года по итогам проверочного мероприятия должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в условиях угрозы возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ООО "Ланч" выдано предписание от 17 июня 2020 года N 305 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в принадлежащем ресторане "Дум-Балла", расположенном по адресу: г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 4 "А".
В соответствии с указанным предписанием юридическому лицу в числе прочих дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий необходимо:
- организовать ежедневный перед началом рабочей смены "входной фильтр" с проведением контроля температуры тела каждого работника с применением аппаратов для измерения температуры бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами и с опросом сотрудников о состоянии здоровья (пункты 1 -2);
- в том числе при работе с посетителями обеспечить контроль за правильным применением средств индивидуальной защиты сотрудниками, за барной стойкой бармены на рабочих местах находились со спущенными на подбородок масками, в зале находятся посетители (пункт 6);
- организовать возможность постоянной гигиены рук сотрудников с применением кожных антисептиков на рабочих местах, с установкой в санитарных узлах бесконтактных дозаторов с растворами антисептиков. На рабочем месте бармена за барной стойкой отсутствует антисептик для рук, также отсутствуют антисептики в туалетах (пункт 9);
- обеспечить проведение обязательной ежедневной (ежесменной) в течение рабочего дня, а также в конце дня влажной уборки всех помещений, в том числе служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, разрешенных к применению в предприятиях общественного питания (согласно инструкции по применению препарата), не ведется учетная документация (пункт 11-12);
- обеспечить наличие дизенфицирующих средств вирулицидного действия, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток (на 5 дней) (пункт 13).
Срок исполнения предписания установлен до 22 июня 2021 года, предписание вручено Каримову Р.Д. 17 июня 2021 года (л.д.9, 10).
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан ФИО5 о проведении санитарно - эпидемиологического обследования от 23 июня 2021 года N 372/24-в в целях контроля за исполнением предписания от 17 июня 2021 года N 305 сотрудникам управления поручено провести санитарно - противоэпидемиологическое обследование ресторана "Дум-Балла". (л.д.11)
25 июня 2021 года в ходе проверки исполнения предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 17 июня 2021 года N 305 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий выявлено невыполнение пунктов 1-2, 6, 9, 11-12 предписания, нарушение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в помещении принадлежащего ООО "Ланч" ресторана "Дум Балла" по адресу: "адрес"
Судья городского суда прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Каримова Р.Д. за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к выводу о том, что Каримов Р.Д. своевременно и в полном объеме исполнил требования предписания 17 июня 2021 года N 305.
Судья Верховного Суда Республики Татарстан с выводами судьи городского суда согласился, указав, что существенных нарушений процессуальных требований судьей городского суда при рассмотрении дела не допущено.
При рассмотрении дела судебные инстанции приняли во внимание только пояснения Каримова Р.Д. о том, что ФИО4P, как должностному лицу при проведении 25 июня 2021 года проверки исполнения предписания N 305 от 17 июня 2021 года им были переданы документы и фотоснимки, свидетельствующие об исполнении требований указанного предписания, для дальнейшего приобщения к материалам дела, однако эти документы не были приобщены. По мнению Каримова Р.Д, приобщенные к протоколу от 28 июня 2021 года, составленному в отношении Каримова Р.Д, фотоснимки были сделаны сотрудниками Роспотребнадзора 17 июня 2021 года при проведении первоначальной проверки, то есть перед составлением предписания от 17 июня 2021 года N 305.
Указанные обстоятельства явились основанием для вывода судебных инстанций о том, что все пункты предписания N 305 от 17 июня 2021 года были выполнены в срок.
Вместе с тем данные выводы не мотивированы и сделаны без исследования иных материалов дела и их оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела 25 июня 2021 года должностным лицом административного органа в присутствии Каримова Р.Д. проведено санитарно - эпидемиологическое обследование ресторана "Дум-Балла" по адресу: г. Набережные Челны, пр. Сююмбике, 4 "А" в целях контроля исполнения предписания от 17 сентября 2021 года.
Результаты обследования отражены в чек-листе по выполнению предписания от 25 июня 2021 года (л.д.12-14) и акте от 28 июня 2021 года о проведении санитарно-эпидемиологического обследования 25 июня 2021 года (л.д. 15-17).
При этом, санитарно-эпидемиологическое обследование проводилось в присутствии Каримова Р.М, в составленных по результатам проверки документах, зафиксирован факт неисполнения всех пунктов предписания от 17 сентября 2021 года N 305, в них имеется подпись Каримова Р.М, который подписал акт обследования и чек-лист без каких-либо возражений и замечаний.
28 июня 2021 года в связи с неисполнением ранее выданного предписания в установленный срок, было административным органом выдано новое предписание, в котором в срок до 6 июля 2021 года предписано устранить нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства.
Представленные в материалы дела: счет от 21 июля 2021 года на оплату масок, перчаток (л.д.42), фотоснимки журнала обработки поверхностей (л.д.15), журнала важной уборки (л.д.47-48) датированы июлем 2021 года.
Вышеуказанные имеющиеся в деле доказательства должной оценки в судебных актах не получили. При изложенных обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу не имелось, выводы являются преждевременными.
Также следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, устанавливающей запрет допроса в качестве свидетелей должностных лиц, проводивших проверку, составивших процессуальные документы.
Должностные лица, проводившие санитарно-эпидемиологическое обследование - ФИО4, ФИО7 при рассмотрении дела по обстоятельствам проверки, а также устранения нарушений, не вызывались и не допрашивались.
Из материалов дела также следует, что должностная инструкция управляющего менеджера ресторана клуба "Дум-Балла" судебными инстанциями истребовались, проверить является ли Каримов Р.Д. надлежащим субъектом правонарушения, к которому, по смыслу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть применена административная ответственность при рассмотрении настоящей жалобы, не представляется возможным.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.
С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, состоявшиеся в отношении Каримова Р.Д. по данному делу об административном правонарушении, подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан.
При новом рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего менеджера Общества с ограниченной ответственностью "Ланч" Каримова Руслана Дамировича, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.