Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Мамасодикова Хусниддина Хасанбой угли на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г., решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 мая 2020 г., вынесенные в отношении Мамасодикова Хусниддина Хасанбой угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г. гражданин Республики Узбекистан Мамасодиков Х.Х. угли, ДД.ММ.ГГГГ г.р, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике.
Не согласившись с постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г, Мамасодиков Х.Х. угли, обратился с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 мая 2020 г. постановление судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г. изменено, исключено из резолютивной части постановления указание на назначение Мамасодикову Х.Х. угли дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения и назначено дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Мамасодиков Х.Х. угли просит изменить судебные акты, исключив административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 24 марта 2020 г. в 9 часов 15 минут в отделе по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ижевску Удмуртской Республики по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Азина, д. 146, было установлено, что гражданин Республики Узбекистан Мамасодиков Х.Х. угли, ДД.ММ.ГГГГ г.р, 13 ноября 2019 г. пересек границу Российской Федерации, на миграционный учет не встал, пребывал без постановки на миграционный учет в г. Москве. После окончания разрешенного срока пребывания 15 марта 2020 г. выехал за границу Российской Федерации и вновь въехал 15 марта 2020 г. через КПП "Озинки" по миграционной карте N. Срок временного пребывания истек 10 февраля 2020 г, проживал без постановки на миграционный учет по адресу: "адрес", чем нарушил требования, изложенные в статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 марта 2021 г. (л.д. 3-4); объяснениями Мамасодикова Х.Х. угли (л.д. 5); рапортом инспектора отдела по вопросам миграции ОП N 1 УМВД России по г. Ижевску Удмуртской Республики (л.д. 2); сведениями о миграционном учете (л.д. 8-9) и другими материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Действия Мамасодикова Х.Х. угли правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности Мамасодикова Х.Х. угли в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
Постановление о привлечении Мамасодикова Х.Х. угли к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе следует иметь в виду, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 названного Кодекса).
Как усматривается из материалов дела, при назначении административного наказания судьей районного суда требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Вместе с тем по настоящему делу имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
Вывод судьи Верховного Суда Удмуртской Республики об изменении постановления судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г. в части дополнительного наказания на контролируемый самостоятельный выезд в связи с тем, что Мамасодикову Х.Х. угли предоставлен срок пребывания на территории Российской Федерации до 12 июня 2020 г, является ошибочным, поскольку из материалов дела следует, что срок временного пребывания Мамасодикова Х.Х. угли на территории Российской Федерации истек 11 февраля 2020 г.
Данный вывод подлежит исключению из описательно - мотивировочной части решения судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 мая 2020 г.
Из материалов дела усматривается, что 24 марта 2020 г. постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Мамасодиков Х.Х. угли привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике.
Исходя из положений подпункта "в" статьи 1 и подпункта "б" статьи 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года N 274 (в редакции от 18 апреля 2020 года) "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в период с 15 марта по 15 июня 2020 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Названный Указ вступил в законную силу 18 апреля 2020 г, однако распространяется на правоотношения, возникшие с 15 марта 2020 г.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 мая 2020 г, вынесенные в отношении Мамасодикова Х.Х. угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации соответственно в форме принудительного выдворения с помещением в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике и в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Мамасодикова Хусниддина Хасанбой угли удовлетворить.
Исключить из описательно - мотивировочной части решения судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 мая 2020 г. указание на предоставление Мамасодикову Хусниддину Хасанбой угли срока пребывания на территории Российской Федерации до 12 июня 2020 г.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 24 марта 2020 г, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 мая 2020 г, вынесенные в отношении Мамасодикова Хусниддина Хасанбой угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из них указание о назначении Мамасодикову Хусниддину Хасанбой угли административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации соответственно в форме принудительного выдворения с помещением в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике и в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.