Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Ляпуновой Инны Владимировны на вступившие в законную силу постановление судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 9 марта 2021 года и решение судьи Кировского областного суда от 8 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 9 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского областного суда от 8 июня 2021 года, Ляпунова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ляпунова И.В. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствие с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 N 44 (в ред. от 11 мая 2020 года) на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.
Постановление Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122 - П "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области" (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий) на территории Кировской области введены ограничительные мероприятия (карантин).
В соответствии с пунктом 1.8.2 вышеуказанного Постановления (в редакции, действующей на момент рассматриваемых событий) до отмены режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 N 44, граждане, проживающие (находящиеся) на территории Кировской области, обязаны: использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) (далее -масочный режим): на остановках общественного транспорта, при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, при посещении объектов торговли, в том числе аптек, при посещении медицинских организаций, при нахождении на территориях органов государственной власти, органов местного самоуправления, любых организаций (индивидуальных предпринимателей), деятельность которых не приостановлена в соответствии с настоящим Постановлением.
Согласно подпункту 1.3.3. пункта 1.3 данного Постановления организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не приостановлена в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 Постановления, обязаны не допускать вход и нахождение на территории, в здании, сооружении (помещении в них), в том числе в объектах торговли, медицинских организациях, в транспорте общего пользования, легковом такси, посетителей без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в соответствии с подпунктом 1.8.2 настоящего Постановления.
За нарушение Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, установленных законами или иными нормативными правовыми актами, принятыми органом государственной власти субъекта Российской Федерации, при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения обжалуемых судебных актов послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства о том, что 17 декабря 2020 года в 15 часов 30 минут Ляпунова И.В. в нарушение требований правил поведения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 "О введении режима повышенной готовности"; пунктом 1.8.2 Постановления Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области", находилась в помещении магазина ООО "Маркетплюс" (магазин "Копеечка"), расположенного по адресу: Кировская область, Верхнекамский район, г. Кирс, ул. Заречная, д. 48, без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор), не выполнив тем самым требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 декабря 2020 года (л.д.7); фотоматериалами (л.д.11-12); рапортами должностных лиц (л.д.15, 16, 20); письменными объяснениями свидетелей от 17 декабря 2020 года (л.д.17, 18, 19), а также другими материалами дела.
Данным доказательствам нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Ляпуновой И.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Доводы жалобы о нарушении процессуальных прав при составлении протокола об административном правонарушении ничем не подтверждены.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Ляпуновой И.В. в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в составленном протоколе об административном правонарушении отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой.
Из имеющегося в материалах дела рапорта полицейского (водителя) ОППСП ОМВД России по Верхнекамскому району ФИО6 от 18 декабря 2020 года следует, что права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ляпуновой И.В. были разъяснены, но осуществление последующих процессуальных действий по ознакомлению Ляпуновой И.В. с составленным протоколом были прерваны ухудшением ее состоянием здоровья и доставлением в медицинскую организацию (л.д.20).
Оснований не доверять сведениям, изложенным в указанном рапорте, не имеется.
Установленные статьями 28.5 и 28.8 названного Кодекса сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его для рассмотрения не являются пресекательными, их нарушение не может быть признано существенным недостатком протокола и не влечет признание данного протокола недопустимым доказательством по делу.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Учитывая вышеизложенное, оснований для возвращения протокола должностному лицу для устранения недостатков у судьи районного суда не имелось.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении данных о свидетелях не является существенным нарушением процессуальных требований, не влечет недействительность данного доказательства и основанием к его возвращению должностному лицу для устранения недостатков также не являлось.
Ссылка заявителя на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выразившееся в непроведении административного расследования, основана на неверном толковании статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является основанием для освобождения от административной ответственности. Проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является обязательным.
Совокупность установленных нижестоящими судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы Ляпуновой И.В. в части несогласия с действиями должностного лица на правильность квалификации ее действий по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не влияют.
Утверждение о наличии по делу неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу заявителя, не подтверждаются материалами дела. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы настоящей жалобы не опровергают наличие в действиях Ляпуновой И.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с выводами нижестоящих судебных инстанций и правовой оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены обжалуемых судебных решений не является.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Ляпуновой И.В. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с соблюдением положений статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, имущественного положения Ляпуновой И.В. является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могли быть истолкованы в пользу Ляпуновой И.В. по делу не усматривается, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 9 марта 2021 года и решение судьи Кировского областного суда от 8 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ляпуновой Инны Владимировны, оставить без изменения, а жалобу Ляпуновой Инны Владимировны оставить без изменения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.