Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Сагильдиной Ольги Александровны на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Марий Эл N от 16 февраля 2021 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 01 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "данные изъяты" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Марий Эл N от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 01 июня 2021 года, решением судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, главный бухгалтер государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "данные изъяты" Сагильдина Ольга Александровна (далее - Сагильдина О.А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сагильдина О.А. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата заработной платы работнику - нерезиденту не относится.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый).
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом 173-ФЗ, к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом ИФНС России N2 по Республике Марий Эл по результатам проведенной камеральной проверки соблюдения валютного законодательства установлено, что Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "данные изъяты" (далее - ГБУ Республики Марий Эл "данные изъяты") в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ осуществило выплату физическому лицу нерезиденту ФИО5, имеющему гражданство Республики Таджикистан, заработной платы в сумме 42 407, 92 рублей по платежной ведомости от 10 декабря 2019 года N (расходный кассовый ордер от 13 декабря 2019 года N), подписанной главным бухгалтером Сагильдиной О.А, наличной валютой Российской Федерации, что отражено в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 02 февраля 2021 года N.
С 01 июня 2019 года Сагильдина О.А, согласно приказа N, является главным бухгалтером ГБУ Республики Марий Эл "данные изъяты", в обязанности которого входит обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины (абзац 3 подпункта 4.2 пункта 4 Должностной инструкции главного бухгалтера ГБУ Республики Марий Эл "данные изъяты").
Выявленное нарушение послужило основанием для составления должностным лицом в отношении главного бухгалтера ГБУ Республики Марий Эл "данные изъяты" Сагильдиной О.А. протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении Сагильдиной О.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом N об административном правонарушении от 03 февраля 2021 года (л.д. 27-28); приказом о приеме на работу ФИО6 от 01 октября 2019 года N (л.д. 61); трудовым договором от 01 октября 2019 года N (л.д. 62-64); копией паспорта ФИО7 (л.д. 65); миграционной картой ФИО8 (л.д. 60); патентом серии N, выданным ФИО9 (л.д. 60 обр. стор.); актом проверки соблюдения валютного законодательства от 02 февраля 2021 года N (л.д. 48-50); платежной ведомостью от 10 декабря 2019 года N (л.д. 32-33); расходным кассовым ордером от 13 декабря 2019 года N (л.д. 29); расчетным листком за декабрь 2019 года (л.д. 34); приказом о переводе на работу Сагильдиной О.А. от 03 июня 2019 года N (л.д. 38); должностной инструкцией главного бухгалтера ГБУ Республики Марий Эл "данные изъяты" (л.д. 38-42), и иными материалами дела, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Сагильдиной О.А. правильно квалифицировано по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании пункта 5.1 должностной инструкции -главного бухгалтера от 01 июня 2019 года, Сагильдина О.А. наделена полномочиями действовать от имени учреждения, представлять его интересы по финансовым вопросам во взаимоотношениях с налоговыми органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами государственной и муниципальной власти, другими организациями; подписывать и согласовывать документы бухгалтерского, налогового учета, а также другие документы в пределах своей компетенции; давать указания, обязательные для исполнения всеми отделами учреждения и сотрудниками, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целях соблюдения законодательства.
Таким образом, Сагильдина О.А. является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ГБУ РМЭ "данные изъяты".
В рассматриваемом деле правонарушение не имеет длящегося характера и считается оконченным 13 декабря 2019 года, когда иностранному гражданину была выдана заработная плата наличными денежными средствами.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, каждая из произведенных выплат по платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образующих одну единую выплату.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки утверждениям заявителя, что Сагильдина О.А. не была надлежащим образом извещена должностным лицом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, опровергается протоколом N об административном правонарушении от 03 февраля 2021 года, из которого следует, что Сагильдина О.А. принимала участие при его составлении и имеется ее подпись в протоколе, что с протоколом она ознакомлена, замечания на протокол отсутствуют, копию протокола получила 03 февраля 2021 года (л.д. 27-28).
Дело об административном правонарушении рассматривалось с участием Сагильдиной О.А, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от 16 февраля 2021 года. Копия указанного постановления получена Сагильдиной О.А. 16 февраля 2021 года, что подтверждается ее подписью в постановлении (л.д. 20-23).
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется, равно как и для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Сагильдиной О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N2 по Республике Марий Эл N от 16 февраля 2021 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 01 июня 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "данные изъяты" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сагильдиной Ольги Александровны - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.