Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу Сагильдиной Ольги Александровны на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 г. N 122521034000467, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (далее по тексту - ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ") Сагильдиной О.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 г. N, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 г, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 г, главный бухгалтер ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сагильдина О.А. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпунктам "а, б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ) к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В подпункте "а" пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ предусмотрено, что к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 6 настоящей части.
Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судебными инстанциями ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" в лице и.о. главного врача ФИО2 1 октября 2019 г. заключило трудовой договор N с нерезидентом - гражданином Таджикистана ФИО1 (паспорт гражданина ФИО1 N). Приказ о приеме на работу от 1 октября 2019 г. N. По расходному кассовому ордеру N от 30 октября 2019 г. ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", платежной ведомости N от 28 октября 2019 г. ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" выплачена заработная плата ФИО1 в сумме 15 000 рублей 00 копеек в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, минуя счета в уполномоченных банках.
Таким образом, в ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (резидент) совершена операция по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию на сумму 15 000 рублей 00 копеек. Выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в сумме 15 000 рублей 00 копеек является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
Указанное нарушение выявлено в ходе проверки соблюдения валютного законодательства ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (адрес: "адрес") по выполнению резидентом обязанности по расчетам с нерезидентами при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках за период с 1 октября 2019 г. по 1 марта 2020 г.
Согласно приказу главного врача ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" ФИО3 N от 03 июня 2019 г. Сагильдина О.А. переведена на должность главного бухгалтера ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" с 03 июня 2019 г, в обязанности которой, согласно должностных обязанностей, входит обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; трудовым договором с названным лицом; уставом ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ"; платежной ведомостью и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия должностного лица ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А. квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании. Вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении ею указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности, несостоятельны, опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Сагильдина О.А. является главным бухгалтером ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", в ее должностные обязанности входит подписывать и согласовывать документы бухгалтерского, налогового учета, а также иные документы в пределах своих компетенций, давать указания, обязательные для исполнения всеми отделами учреждения и сотрудниками по вопросам финансово - хозяйственной деятельности учреждения в целях соблюдения законодательства, а потому она обоснованно, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечена к административной ответственности.
Доводы Сагильдиной О.А. о длящемся характере совершенного правонарушения, о необходимости составления одного протокола и вынесения одного постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснованности вынесения в отношении нее девяти постановлений по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с выплатой заработной платы ФИО1, подлежат отклонению на основании следующего.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.
Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, составление протокола и вынесение постановления по каждому факту осуществления незаконной валютной операции не противоречит действующему законодательству, не свидетельствует о привлечении Сагильдиной О.А. к административной ответственности неоднократно за одно нарушение.
Доводы жалобы заявителя о замене наказания на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать состоятельными.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Сагильдина О.А. не является работником лица, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, допущенное Сагильдиной О.А. нарушение, посягает на установленный Законом N 173-ФЗ порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, поэтому оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение у должностного лица и судебных инстанций не имелось.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы также были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Сагильдиной О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Сагильдиной О.А. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 названного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 г. N, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 г, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 г, вынесенные в отношении главного бухгалтера ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Сагильдиной О.А. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.