Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Сагильдиной Ольги Александровны на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 года N 122521034000543, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 года N 122521034000543, оставленным без изменения решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, главный бухгалтер государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" (далее по тексту ГБУ ПМЭ "Звениговская ЦРБ", учреждение) Сагильдина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сагильдина О.А. просит отменить состоявшиеся по делу акты, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпунктам "а, б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ) к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В подпункте "а" пункта 7 части 1 статьи 1 указанного Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ предусмотрено, что к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 6 настоящей части.
Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 28 ноября 2019 года по адресу: 425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ростовщикова, д. 25, во исполнение трудового договора от 1 октября 2019 года N 114, заключенного между ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (Работодатель) в лице главного врача ФИО3 и иностранным гражданином ФИО4 (приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ N-л/п) согласно платежной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ N не имевшему вида на жительство иностранному гражданину ФИО4 выплачена заработная плата за октябрь 2019 года наличными денежными средствами в размере 34 373, 85 рублей, а не через банковский счет в уполномоченном банке, что является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таким образом, в ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (резидент) совершена операция по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию на сумму 34373, 85 рублей. Выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в сумме 34373, 85 рублей является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно приказу главного врача ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" ФИО5 N-п от 3 июня 2019 года ФИО1 переведена на должность главного бухгалтера ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" с 3 июня 2019 года, в обязанности которой, согласно должностных обязанностей, входит обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины.
Указанное нарушение выявлено в ходе проверки соблюдения валютного законодательства ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" (адрес: 425060, Республика Марий Эл, г. Звенигово, ул. Ростовщикова, д. 25) по выполнению резидентом обязанности по расчетам с нерезидентами при осуществлении валютных операций через банковские счета в уполномоченных банках за период с 1 октября 2019 года по 1 марта 2020 года.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N1225-3 от 3 февраля 2021 года; приказом главного врача ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" ФИО5 N-п от 3 июня 2019 года о переводе Сагильдиной О.А. на должность главного бухгалтера; объяснением Сагильдиной О.А. от 16 февраля 2021 года; требованием о предоставлении документов и информации от 4 декабря 2020 года; должностной инструкцией главного бухгалтера, утвержденной заместителем главного врача по организационно- методическим вопросам ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" 1 июня 2019 года; актом проверки соблюдения валютного законодательства N 122520200005226 от 2 февраля 2021 года; предписанием N122520200005008 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства от 3 февраля 2021 года; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ N; приказом N-л/п о приеме на работу ФИО6 от 1 октября 2019 года; Уставом ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 23 декабря 2011 года; дополнительным соглашением к коллективному договору ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" от 13 августа 2019 года.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, действия должностного лица ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А. квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании. При таких обстоятельствах Сагильдина О.А. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении ею указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица, допустившего описанное выше нарушение, квалифицировано по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы Сагильдиной О.А, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, о незаконности постановления и судебных актов со ссылкой на то, что она не является субъектом ответственности; действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, в связи с чем выплата заработной платы наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, за которое установлена ответственность частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; она неоднократно привлечена к административной ответственности за совершение одного и того же нарушения; инкриминируемое ей в вину административное правонарушение является длящимся, подлежат отклонению.
Данные доводы жалобы были предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных решениях, оснований не согласиться с выводами судей обеих инстанций оснований не установлено.
Сагильдина О.А. является главным бухгалтером ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ", в ее должностные обязанности входит подписывать и согласовывать документы бухгалтерского, налогового учета, а также иные документы в пределах своих компетенций, давать указания, обязательные для исполнения всеми отделами учреждения и сотрудниками по вопросам финансово - хозяйственной деятельности учреждения в целях соблюдения законодательства, а потому она обоснованно, с учетом положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечена к административной ответственности.
Доводы Сагильдиной О.А. о длящемся характере совершенного правонарушения, о необходимости составления одного протокола и вынесения одного постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению на основании следующего.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения (абзац второй пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.
Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, а не единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выплаты совершены в разные даты, за различные расчетные периоды работы нерезидента, на разные суммы.
Таким образом, составление должностным лицом ИФНС протоколов и вынесение постановлений по каждому факту осуществления незаконной валютной операции не противоречит действующему законодательству, не свидетельствует о повторном привлечении Сагильдиной О.А. к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что Сагильдина О.А. не была надлежаще уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении опровергаются протоколом об административном правонарушении (л.д. 27), согласно которому протокол был составлен в присутствии Сагильдиной О.А, о чем свидетельствуют ее собственноручные подписи в протоколе. Сагильдиной О.А. были разъяснены положения статей 51 Конституции Российской Федерации, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составлен в отношении должностного лица - главного бухгалтера ГБУ ПМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А.
Вопреки доводам жалобы протоколы об административном правонарушении соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в них содержатся все необходимые данные для разрешения дела по существу.
Оснований для иной юридической оценки действий должностного лица ГБУ РМЭ "Звениговская ЦРБ" Сагильдиной О.А. не имеется.
Нарушений порядка привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл не допущено.
Административное наказание назначено Сагильдиной О.А. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не усматривается.
Доводы жалобы заявителя о замене наказания на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать заслуживающим внимания.
Обстоятельств, позволяющих заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение в рассматриваемом деле, не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что Сагильдина О.А. на является работником лица, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, допущенное Сагильдиной О.А. нарушение, посягает на установленный Законом N 173-ФЗ порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение у должностного лица и судебных инстанций не имелось.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении должностным лицом и судами норм права.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьями допущены какие-либо нарушения данного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Сагильдиной О.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено Сагильдиной О.А. в соответствии с санкцией названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 года N 122521034000543, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 июня 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Звениговская центральная районная больница" Сагильдиной Ольги Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сагильдиной Ольги Александровны - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.