Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Абдуллина Фарита Музиповича на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, вынесенное в отношении Абдуллина Фарита Музиповича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 9 апреля 2021 года Абдуллин Ф.М. признан виновным в совершении признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19 мая 2021 года указанное постановление судьи городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года Абдуллин Ф.М. признан виновным в совершении признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года указанное постановление судьи городского суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 10 ноября 2021 года Абдуллин Ф.М. признан виновным в совершении признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Абдуллин Ф.М. просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года и прекратить производство по делу.
ФИО3, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражений не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Абдуллина Ф.М. к административной ответственности) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пункт 1.5 Правил дорожного движения, определяет, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Пунктом 13.9 Правил дорожного движения предусмотрено, что на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Как видно из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдуллина Ф.М. и последующего его привлечения к административной ответственности судьей городского суда послужило то, что 12 ноября 2020 года в 16 часов 10 минут возле дома N 57 по ул. К. Маркса г. Чистополя Республики Татарстан, водитель Абдуллин Ф.М, управляя автомобилем "BMW X3", государственный регистрационный знак N, в нарушение пункта 13.9 Правил дорожного движения не уступил дорогу приближающемуся транспортному средству "ВАЗ", государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО3 В результате столкновения транспортных средств водителю ФИО3 причинены телесные повреждения, повлекшие средней тяжести вред здоровью.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья Чистопольского городского суда Республики Татарстан пришел к выводу о наличии в действиях Абдуллина Ф.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил ему административное наказание в виде административного штрафа.
Не согласившись в вышеуказанным постановлением судьи городского суда, ФИО3 обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с жалобой на судебный акт, в которой ссылался на мягкость примененного в отношении Абдуллина Ф.М. административного наказания.
Принимая решение об отмене постановления судьи городского суда и возвращении дела на новое рассмотрение, судья Верховного Суда Республики Татарстан сделал вывод о том, что в рассматриваемом деле правонарушителю Абдуллину Ф.М. административное наказание назначено без учета требований статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Названные требования закона в равной мере распространяются на все стадии производства по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Установив, что при рассмотрении дела судья районного не дал надлежащей, всесторонней и объективной оценки всем представленным и исследованным по делу доказательствам, не предпринял меры к выяснению всех обстоятельств, имеющих значение по делу, то есть нарушил положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья республиканского суда отменил решение и возвратил дело на новое рассмотрение в районный суд.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения судьи Верховного Суда Республики Татарстан в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по данному делу не допущено.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступившего в законную силу решения судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года в соответствии с положениями части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На момент вынесения обжалуемого решения срок давности привлечения Абдуллина Ф.М. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Следует отметить, что постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 10 ноября 2021 года Абдуллин Ф.М. признан виновным в совершении признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей. В случае несогласия с указанным судебным актом Абдуллин Ф.М. вправе обратиться с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении в установленном законом порядке.
Ходатайство Абдуллина Ф.М. о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы рассмотрению не подлежит, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок обжалования, опротестования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, вынесенное в отношении Абдуллина Фарита Музиповича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Абдуллина Фарита Музиповича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.