Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Надеева Владислава Николаевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 18 декабря 2019 года и решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года, Надеев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на 1 год 10 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Надеев В.Н. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Надеева В.Н. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475 (далее также - Правила), воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка N1 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 18 декабря 2019 года Надеев В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что 11 сентября 2019 года в 22 часа 20 минут у д. 102 по ул.Герцена г.Альметьевск Республики Татарстан управлял транспортным средством автомобилем марки "ВАЗ-211340", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения, и при этом не выполнил законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу Надеева В.Н. на постановление мирового судьи, с таким выводом согласился и оставил постановление мирового судьи без изменения.
Между тем имеются основания для отмены решения судьи районного суда.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 указанного Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 2 статьи 27.12.1 названного Кодекса направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 указанной статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка установлено, что медицинское освидетельствование проводится в отношении в том числе, лица, которое управляет транспортным средством, - на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
Оспаривая обоснованность привлечения к административной ответственности, Надеев В.Н. при рассмотрении судьей городского суда жалобы на постановление мирового судьи последовательно утверждал, что основания отстранения его от управления транспортным средством не указаны, копия протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения ему не вручена и в материалах дела отсутствует.
Из имеющегося в материалах дела акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 11 сентября 2019 года следует, что 11 сентября 2019 года при наличии признаков опьянения (нарушение речи, резкое изменение кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке) проведено освидетельствование Надеева В.Н. на состояние алкогольного опьянения с применением технического средства измерения.
Однако по результат проведения данного освидетельствования состояние алкогольного опьянения у Надеева В.Н не установлено (л.д.4).
Согласно акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от 11 сентября 2019 года N 708 Надеев В.Н. от медицинского освидетельствования на состояние опьянения отказался в медицинском учреждении (л.д.7).
При этом протокол о направлении Надеева В.Н. на медицинское освидетельствование, в котором указываются основания для направления на медицинское освидетельствование, в материалах дела отсутствует.
Указанные обстоятельства не позволяют с достоверностью проверить соблюдение порядка направления Надеева В.Н. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нижестоящими судебными инстанциями данному обстоятельству юридическая оценка не дана.
Ходатайства Надеева В.Н. о вызове для допроса в судебном заседании лиц, участвующих при применении мер обеспечения производства по настоящему делу, врача, проводившего медицинское освидетельствование на состояние опьянения, мировым судьей при рассмотрении дела и судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи оставлены без удовлетворения.
Однако, учитывая имеющиеся по делу недостатки, в целях выполнения задач о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств совершенного административного правонарушения (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), предыдущим судебным инстанциям следовало проверить соблюдение порядка направления Надеева В.Н. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и, поскольку при применении мер обеспечения производства по делу видеозапись не проводилась, было обеспечено участие понятых, следовало для проверки доводов Надеева В.Н. вызвать и допросить в судебном заседании понятых, должностное лицо, составившее административный материал, врача, проводившего медицинское освидетельствование на состояние опьянения и зафиксировавшего отказ Надеева В.Н. от медицинского освидетельствования.
Учитывая вышеизложенное, нижестоящими судебными инстанциями меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Судебными инстанциями также нарушены требования статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о непосредственном исследовании доказательств.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека прежде чем признать лицо виновным все доказательства должны быть изучены судом в его присутствии в ходе публичного заседания с целью обеспечения состязательности процесса, право на защиту требует, чтобы ответчику была предоставлена адекватная и надлежащая возможность оспорить показания свидетеля и произвести его допрос. Иное признается нарушением права на справедливое судебное разбирательство (Постановление Европейского Суда по правам человека от 13 марта 2012 г. "Дело "Карпенко (Karpenko) против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда по правам человека от 3 мая 2012 г. "Дело "Салихов (Salikhov) против Российской Федерации", Постановление Европейского Суда по правам человека от 25 апреля 2013 г. "Дело "Евгений Иванов (Yevgeniy Ivanov) против Российской Федерации").
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного полагаю, что решение судьи Альметьевского городского суда г.Казани Республики Татарстан подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Надеева В.Н. подлежит направлению с жалобой на постановление мирового судьи на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье городского суда следует всесторонне, полно и объективно выяснить все обстоятельства дела и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Надеева Владислава Николаевича удовлетворить частично.
Решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Надеева Владислава Николаевича, отменить.
Направить материалы дела с жалобой Надеева Владислава Николаевича на постановление мирового судьи судебного участка N1 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 18 декабря 2019 года в Альметьевский городской суд г.Казани Республики Татарстан на новое рассмотрение.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.