Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Асеиновой Ольги Рамильевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N16 Волжского судебного района Республики Марий Эл от 21 сентября 2021 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N16 Волжского судебного района Республики Марий Эл от 21 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2021 года, Асеинова О.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Асеинова О.Р. выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов не имеется.
Частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
В связи с угрозой распространения в Республики Марий Эл новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года N 39 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 02 июля 2021 года) введен режим повышенной готовности до 9 августа 2021 года включительно.
Обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, в целях применения статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ответ на вопрос 12 Обзора Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года N1).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 9 июля 2021 года в 14 часов 50 минут Асеинова О.Р, находясь по адресу: "адрес" допустила распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверного сообщения, создавшей угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности, а именно: со своего мобильного телефона в информационно-телекоммуникационной социальной сети "В Контакте" в сообществе "Новости Йошкар-Олы" под электронным адресом: "адрес", идентификационный номер N, разместила под статьей "В Марий Эл на 9 июля от короновируса за сутки скончались 4 человека" комментарий следующего содержания: " "данные изъяты"". Данная информация, не соответствующая действительности, вышла за рамки ограниченного числа лиц и стала общественно доступной.
По факту выявленного правонарушения 26 июля 2021 года инспектором НИАЗ МО МВД России "Волжский" в отношении Асеиновой О.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с последующим привлечением к административной ответственности.
Предыдущими судебными инстанциями в подтверждение, что Асеиновой О.Р. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 26 июля 2021 года (л.д.2-3); рапорты должностных лиц об обстоятельствах выявления административного правонарушения (л.д.5, 6, 15); акты наблюдения Интернет - ресурса от 21 июля 2021 года, 26 июля 2021 года (л.д.7-8, 23-25); фотоматериал (л.д.9-13, 16-21, 26-29); письменные объяснения Асеиновой О.Р. (л.д.30), а также иные материалы дела.
Вышеперечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Асеиновой О.Р. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Вместе с тем, реализация данного конституционного права - в силу закрепленного Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 17) принципа недопустимости при осуществлении прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц как основополагающего условия соблюдения баланса общественных и частных интересов - предполагает необходимость следования другим положениям Конституции Российской Федерации.
Международный пакт о гражданских и политических правах, провозглашая право каждого на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати или иными способами по своему выбору, исходит из того, что пользование этими правами налагает особые обязанности и особую ответственность и что их ограничения устанавливает закон в целях уважения прав и репутацию других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения (пункты 2, 3 статьи 19). Аналогичные положения содержаться в статье 10 "свобода выражения мнения" Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Приведенные конституционные и международно-правовые предписания в полной мере относятся к любой информации - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации в Российской Федерации определяется Федеральным законом N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Указанный закон устанавливает правовые основы осуществления права на поиск, получения, передачу, производство и распространения информации, применения информационных технологий, обеспечения защиты информации.
Статья 2 Федерального закона определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; предоставление информации как действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; распространение информации как действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года "149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Под заведомо недостоверной информацией понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности, и несоответствие действительности которых является очевидным для лица, их распространяющего (предоставляющего). Другими словами, недостоверной может быть та информация, которая объективно проверяема и может быть опровергнута.
Также, в соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека, следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, являясь выражением субъективного мнения и взглядов конкретного человека, которые не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (пункт 4 статьи Федерального закона).
Согласно частям 1, 5 статьи 15 Федерального закона на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Федеральным законом от 18 марта 2019 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, дополнена частью 9, с целью создания механизма предупреждения и пресечения распространения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, распространение которой создает угрозу государственной и общественной безопасности или наступления иных тяжких последствий, и будет способствовать выполнению средствами массовой информации своей основной функции предоставления обществу достоверной, полной и объективной информации
.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умыслом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Таким образом, совершенное Асеиновой О.Р. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы Асеиновой О.Р. об отсутствии факта правонарушения и умысла на его совершение, являются несостоятельными.
Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной социальной сети "В Контакте" в сообществе "Новости Йошкар-Олы" под электронным адресом: "адрес", идентификационный номер N, является непроверенной и не отвечающей признакам достоверности общественно значимой информации, распространенной в общедоступной информационно-телекоммуникационной социальной сети, под видом достоверного сообщения.
Согласно Концепции общественной безопасности, в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 года N Пр-2685, угрозой общественной безопасности является прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.
В статье 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Распространение недостоверных сведений по ситуации в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции создает предпосылки к социальной напряженности в стране, а также массовым нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, что создает угрозу здоровью, безопасности и благополучию населения.
Данная информация, размещенная Асеиновой О.Р, создала угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности, угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, угрозу создания помех функционированию объектов жизнеобеспечения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которого не требует наступления каких-либо последствий.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, и установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с правовой оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности Асеиновой О.Р, ее имущественном положении, смягчающего административную ответственность обстоятельства, в пределах санкции части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи городского суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N16 Волжского судебного района Республики Марий Эл от 21 сентября 2021 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 21 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Асеиновой Ольги Рамильевны, оставить без изменения, а жалобу Асеиновой Ольги Рамильевны оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.