Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Меньшикова Антона Михайловича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по городу Белорецк Республики Башкортостан от 28 июня 2021 года, решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 августа 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "УфаИнвестСтрой" Меньшикова Антона Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по городу Белорецк Республики Башкортостан от 28 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 августа 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью "УфаИнвестСтрой" (далее также ООО "УфаИнвестСтрой", общество) Меньшиков А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Меньшиков А.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований безопасности.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Их частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положения Федерального закона N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональною ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору от 11 августа 2020 года в отношении ООО "УфаИнвестСтрой" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес общества выдано предписание от 9 сентября 2020 года N 163/1/1 Белорецким межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, предписание полученного обществом 9 сентября 2020 года.
Согласно названному предписанию обществу в срок до 1 апреля 2021 года надлежало устранить нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: в торговом центре "Кыпсак" - ширина эвакуационного выхода в свету с лестничной клетки N 1 составляет менее 1, 2 м (фактически 1, 12 м) (пункт 2); в торговом центре "Халяль" - ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале магазина "Халяль" при торговой площади от 100 до 150 кв.м. менее 1, 6 м (фактически 0, 6 м), предел огнестойкости строительных конструкций лестницы менее R60 (пункт 4).
Невыполнение ООО "УфаИнвестСтрой" в установленный срок вышеуказанного предписания (пункты 2, 4) установлено в ходе проведенной 7 июня 2021 года по распоряжению заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору от 11 мая 2021 года N 103 проверки должностными лицами Белорецкого межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, что было отражено в акте проверки предписания от 7 июня 2021 года.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора общества к административной ответственности на основании части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 7 июня 2021 года N 108 (л.д. 1); предписанием от 9 сентября 2020 года N 163/1/1 (л.д. 2); копией решения судьи Белорецкого районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2021 года (л.д. 4-5); распоряжением органа государственного контроля (надзора) от 11 мая 2021 года N 103 (л.д. 5-6); актом проверки предписания от 7 июня 2021 года N 103 (л.д. 8-9) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия директора общества квалифицированы по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Из дела усматривается, что предписание от 9 сентября 2020 года выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указания на допущенные нарушения в области пожарной безопасности, является исполнимым.
Из материалов дела не следует, что при проведении проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору от 11 августа 2020 года, были допущены нарушения. Сведений о том, что предписание от 9 сентября 2020 года обжаловалось в установленном законом порядке не представлено.
Кроме того, из дела следует, что должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки, в соответствии с распоряжением заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору от 11 мая 2021 года N 103, при проведении контрольной проверки исполнения предписания в присутствии директора ООО "УфаИнвестСтрой" Меншикова А.М. определялось исполнение предписания в ходе которой было установлено неисполнение требований пожарной безопасности, указанные в предписании, что подтверждается актом проверки исполнения предписания от 7 июня 2021 года, оснований не доверять результатам проверки не имеется.
Утверждения заявителя о том, что в акте проверки предписания от 7 июня 2021 года отсутствуют сведения о способах выявления нарушений, не являются основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку указанный акт был составлен по установленной форме и в присутствии защитника юридического лица. Форма акта предусматривает лишь фиксацию исполнения либо неисполнения предписания, без указания способа выявлений недостатков.
Проверка, по результатам которой установлен факт неисполнения предписания, вопреки доводам заявителя, проведена с соблюдением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Наличие указанных в предписании от 9 сентября 2020 года нарушений требований действующего законодательства пожарной безопасности на торговых объектах ООО "УфаИнвестСтрой" с массовым пребыванием людей как на момент выдачи предписания, так и на момент составления акта проверки 7 июня 2021 года подтверждается имеющейся в деле совокупность доказательств, в том числе актами по делу об административном правонарушении, которыми директор ООО "УфаИнвестСтрой" Меншиков А.М. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского района Республики Башкортостан от 16 ноября 2020 года, оставленное без изменения решением судьи Белорецкого районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 февраля 2021 года).
Доводы жалобы Меншикова А.М. об отсутствии состава вменяемого правонарушения, не могут быть приняты во внимание, были предметом проверки судей при рассмотрении дела и обоснованно отклонены по мотивам, указанным в обжалуемых судебных актах.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что директором ООО "УфаИнвестСтрой" Меншиковым А.М. не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок до 1 апреля 2021 года.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено, доводы жалобы об отсутствии события и состава административного правонарушения несостоятельны.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по городу Белорецк Республики Башкортостан от 28 июня 2021 года, решение судьи Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 3 августа 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "УфаИнвестСтрой" Меньшикова Антона Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Меньшикова Антона Михайловича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.