Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штецн Э.Г., рассмотрев жалобу Кайгородова Дмитрия Вениаминовича на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Удмуртской Республике N 18402028900716800004 от 16 ноября 2020 года, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора автономной некоммерческой организации Спортивный Клуб "ТОРПЕДО" г. Ижевск Кайгородова Дмитрия Вениаминовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике N18402028900716800004 от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 января 2021 года, должностное лицо - директор автономной некоммерческой организации Спортивный Клуб "ТОРПЕДО" г. Ижевск Кайгородов Дмитрий Вениаминович (далее по тексту - АНО СК "ТОРПЕДО", общество, Кайгородов Д.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Кайгородов Д.В. просит отменить постановление должностного лица и судебный акт, вынесенные в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу пункта 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, резидентами признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, юридические лица созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации); нерезиденты - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части.
Под валютной операцией понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках, к каковым выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, не относится, валютным законодательством Российской Федерации это не предусмотрено; в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, резидент обязан производить выплаты физическому лицу - нерезиденту исключительно в безналичной форме, указанные валютные операции должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, то есть выдача юридическим лицом - резидентом иностранному работнику - нерезиденту заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении директор АНО СК "ТОРПЕДО" Кайгородов Д.В, будучи резидентом, в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ осуществил валютную операцию по выплате заработной платы нерезидентам наличным расчетом. По результатам анализа представленных АНО СК "Торпедо" справок по форме 2-НДФЛ за 2019 год, а также документов и информации, представленных обществом письмом от 07 мая 2020г, установлено, что в АНО СК "Торпедо" трудоустроены граждане-нерезиденты: ФИО4 кызы, ФИО5 кызы, ФИО6 кызы. Согласно сведениям, представленным 7 августа 2020 г. МВД по Удмуртской Республике указанные лица не имеют вида на жительство в Российской Федерации. В рамках представленных трудовых договоров с указанными гражданами АНО СК "Торпедо" исполняло свои обязательства по выплате заработной платы указанным работникам наличным расчетом, минуя уполномоченный банк, а именно 24 декабря 2019 г. АНО СК "Торпедо" осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в общей сумме 69 482, 64 рублей.
Должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике назначено директору АНО СК "ТОРПЕДО" Кайгородову Д.В административное наказание в виде административного штрафа с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 10 000 рублей.
Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики решением от 27 января 2021 года постановление должностного лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике от 16 ноября 2020 года оставил без изменения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях общие правила назначения административного наказания оставил без внимания.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
Согласно части 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении директора АНО СК "ТОРПЕДО" Кайгородова Д.В положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике, судьей районного суда данные положения не учтены.
Данное нарушение является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер, и не позволяет признать состоявшиеся по делу акты законными. Подобное разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике N 18402028900716800004 от 16 ноября 2020 года, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 янврая 2021 года, вынесенные в отношении директора АНО СК "ТОРПЕДО" Кайгородова Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы срок давности привлечения директора АНО СК "ТОРПЕДО" Кайгородова Д.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел истек, возобновление производства и направление дела на новое рассмотрение недопустимо, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Кайгородова Дмитрия Вениаминовича удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике N18402028900716800004 от 16 ноября 2020 года, решение судьи Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 27 января 2021 года, вынесенные в отношении директора Автономной некоммерческой организации Спортивный Клуб "ТОРПЕДО" г. Ижевск Кайгородова Дмитрия Вениаминовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.