Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Снадина Александра Алексеевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Новоорского района Оренбургской области от 5 августа 2021 года, решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Инноватор" (далее ООО "Инноватор", общество) Снадина Александра Алексеевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Новоорского района Оренбургской области от 5 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2021 года, директор ООО "Инноватор" Снадин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Снадин А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Снадина А.А. к административной ответственности) невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 11 которых содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области 9 сентября 2020 года на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Оренбургской области от 24 августа 2020 года N 1104 в отношении ООО "Инноватор" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой установлено, что юридическим лицом допущено нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно: не организованы (не оборудованы) места (площадок) накопления ТКО, в том числе специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов, предназначенные для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении данного общества и выдано предписание от 9 сентября 2020 года N ПР-1104 об устранении в срок до 15 октября 2020 года выявленных нарушений, а именно: 1. обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 3 сентября 2020 года), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества; 2. представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества; владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями пункта 26 (1)
Минимального перечня N 290, подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года (л.д. 23).
С целью проверки исполнения названного предписания на основании распоряжения от 29 января 2021 года N 201 главным специалистом отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка.
17 февраля 2021 года должностным лицом государственной жилищной инспекции по Оренбургской области установлено неисполнение предписания от 9 сентября 2020 года N ПР-1104, о чем составлен акт проверки (л.д. 15).
Директором ООО "Инноватор" является Снадин А.А. (л.д. 33-37).
Факт невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления 29 марта 2021 года в отношении директора ООО "Инноватор" Снадина А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 марта 2021 года N ПЛ-201; уведомлением о явке для составления протокола; списком заказных почтовых отправлений; отчетом об отслеживании; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 29 января 2021 года N 201; актом проверки от 17 февраля 2021 года N А-201; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 24 августа 2020 года N 1104; актом проверки от 9 сентября 2020 года N А-1104; предписанием от 9 сентября 2020 года N ПР-1104 со сроком исполнения до 15 октября 2020 года; копией лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; решением судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 22 июля 2021 года; апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 18 ноября 2021 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правиламстатьи 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.
Предписание от 9 сентября 2020 года N ПР-1104 выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самих нарушений требований законодательства, а также указания на нормы права, нарушенные ООО "Инноватор". При этом судебными инстанциями обоснованно исключено требование, изложенное в пункте 2 предписания о необходимости представления сведений о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, ввиду того, что данные полномочия возложены законом на органы местного самоуправления. При этом необходимость владения площадками ТКО на законных основаниях, на управляющую компанию законом не возложена.
Действие предписания на момент составления протокола об административном правонарушении приостановлено не было, а поэтому доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения являются несостоятельными.
Данных, подтверждающих, что ООО "Инноватор" предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 15 октября 2020 года, в том числе уведомило орган, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, об устранении нарушений лицензионных требований о невозможности выполнения предписания в указанный срок, и обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что должностным лицом не приняты достаточные и зависящие от него меры для выполнения предписания в полном объеме в установленный срок и привлечения (и эффективного использования) необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что директором ООО "Инноватор" Снадиным А.А. не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований жилищного законодательства в установленный срок до 15 октября 2020 года.
Доводы жалобы об отсутствии вины должностного лица в совершении административного правонарушения опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными мировым судьей, которые в совокупности свидетельствуют о том, что Снадин А.А. как директор ООО "Инноватор" не выполнил в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, об устранении нарушений лицензионных требований.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии директора ООО "Инноватор" Снадина А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод мирового судьи о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указаннойнормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требованиястатьи 24.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренныестатьей 26.1данного Кодекса.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении мировым судьей защитника Богданчикова И.Ю. являются несостоятельными, опровергаются материалами дела.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно статье 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Согласно материалам дела, директор ООО "Инноватор" Снадин А.А. и его защитник Богданчиков И.Ю. надлежащим образом извещены о рассмотрении дела об административном правонарушении на 5 августа 2021 года на 10 часов 00 минут, в связи с чем, дело обоснованно рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц (л.д. 79-82).
Право на защиту Снадина А.А. не нарушено и реализовано им по своему усмотрению. Снадин А.А. имел возможность реализовать предоставленные ему процессуальные права без ограничений.
Доводы жалобы о необоснованном вынесении 5 августа 2021 года постановления мировым судьей при наличии определения о приостановлении исполнения предписания от 9 сентября 2020 года были предметом рассмотрения судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях Снадина А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и отвергнуты как необоснованные.
Несогласие заявителя с оценкой установленных мировом судьей обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции данной статьи.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленномстатьей 30.6Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силупунктов 2-4 части 2 статьи 30.17Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13и30.17Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Новоорского района Оренбургской области от 5 августа 2021 года, решение судьи Новоорского районного суда Оренбургской области от 13 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Инноватор" Снадина Александра Алексеевича, оставить без изменения, жалобу директора Снадина А.А. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.