Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу председателя правления товарищества собственников жилья "Киевское" Щегловой Оксаны Михайловны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района г. Самары от 31 мая 2021 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 августа 2021 года, вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников жилья "Киевское" (далее - ТСЖ "Киевское", товарищество) Щегловой Оксаны Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного судебного района г. Самары от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 августа 2021 года, председатель правления ТСЖ "Киевское" Щеглова Оксана Михайловна (далее - Щеглова О.М.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Щеглова О.М. просит отменить вышеуказанные судебные акты, вынесенные в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 27 января 2021 года государственной жилищной инспекцией Самарской области товариществу было выдано предписание N СЖд-92510, в соответствии с которым названное лицо обязывалось в срок до 1 марта 2021 года раскрыть (опубликовать) в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию об отчетности товарищества за 2017, 2018, 2019 годы (л.д. 23).
В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной 5 апреля 2021 года должностным лицом государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области от 16 марта 2021 года N СЖд-94525, установлено, что предписание N СЖд-92510 от 27 января 2021 года не выполнено.
По факту невыполнения указанного предписания 27 апреля 2021 года должностным лицом государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении председателя правления ТСЖ "Киевское" Щегловой О.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Щегловой О.М. постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи и принятым им постановлением согласилась.
Делая вывод о виновности Щегловой О.М. в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и судья районного суда исходили из того, что Щегловой О.М. не выполнено в установленный срок законное предписание должностного лица государственной жилищной инспекции Самарской области об устранении нарушений законодательства.
Между тем указанные выводы не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный жилищный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Признавая Щеглову О.М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья и вышестоящая судебная инстанция исходили только из того, что Щегловой О.М. не приняты все зависящие от нее меры по выполнению предписание органа, осуществляющего государственный жилищный надзор, данных о невозможности исполнить предписание по независящим от нее обстоятельствам, Щегловой О.М. не представлены.
Вместе с тем, делая такой вывод, судебные инстанции в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверили обстоятельства, на которые указывалось на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении и которые имеют значение для его разрешения.
В ходе производства по данному делу Щеглова О.М. и ее защитник последовательно оспаривали виновность должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения, ссылаясь на неисполнимость выданного товариществу предписания. Отсутствие у Щегловой О.М. отчетной документации товарищества за весь период деятельности приводит к невозможности исполнить предписание в части внесения информации об отчетности товарищества в ГИС ЖКХ. Данное сообщение 15 февраля 2021 года Щегловой О.М. было направлено в государственную жилищную инспекцию (л.д. 6).
Из представленного решения Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 ноября 2020 года следует, что исковые требования ТСЖ "Киевское" к Иванченко Л.Б. (ранее занимавшей должность председателя правления ТСЖ "Киевское") о понуждении к передаче печати, документации и имущества ТСЖ, оставлено без удовлетворения (л.д. 7-16).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 12 июля 2021 года указанное решение Железнодорожного районного суда от 24 ноября 2020 года было отменено, постановлено новое решение, в части удовлетворения исковых требований ТСЖ "Киевское" к ФИО6 о понуждении к передаче печати, документации и имущества товарищества отказано. Из текста апелляционного определения следует, что вся документация ФИО7. передана ФИО8 избранному на основании решения общего собрания членов ТСЖ "Киевское" от 8 мая 2020 года председателем ТСЖ.
Однако судебными инстанциями данные доводы оставлены без внимания, ничем объективно не опровергнуты и должным образом не проверены, тогда как эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего дела. Требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями не выполнены.
Кроме того, в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако правовая оценка неисполнения либо ненадлежащего исполнения Щегловой О.М. своих обязанностей судебными инстанциями не дана.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным, повлиявшим на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 августа 2021 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в порядке, предусмотренном статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Железнодорожный районный суд г. Самары.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, в том числе проверить обстоятельства исполнимости предписания, которое является одним из элементов его законности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Щегловой О.М. удовлетворить частично.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 24 августа 2021 года, вынесенное в отношении председателя правления товарищества собственников жилья "Киевское" Щегловой Оксаны Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Самары.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.