Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Борченко Д.Ю, судей Курунтяевой О.Д, Егорова В.В, при секретаре Пименове А.М, с участием:
прокурора Семенищева Н.А, осужденного Бекпаева Р.Р.
защитника-адвоката Чумакова Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. на приговор Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Борченко Д.Ю, выступление прокурора Семенищева Н.А, поддержавшего доводы кассационного представления, осужденного Бекпаева Р.Р. и защитника-адвоката Чумакова Л.Ю, в режиме видеоконференц-связи, возражавших против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия
установила:
приговором Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2021 года
Бекпаев Рауль Ринатович, ДАТА, уроженец г. "данные изъяты" гражданин "данные изъяты", не судимый:
осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания осужденному Бекпаеву Р.Р. исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального Закона от 3 июля 208 года N 186-ФЗ) время содержания под стражей с 7 марта 2018 года до 25 января 2019 года и с 10 марта 2020 года до вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня, а с 25 января 2019 года до 10 марта 2020 года из расчета один день за один день отбытия наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года приговор Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2021 года изменен, указано в резолютивной части о зачете времени содержания под стражей Бекпаева Р.Р. с 6 марта 2018 года до 25 января 2019 года, а не с 7 марта 2018 года до 25 января 2019 года, как указано в приговоре.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Бекпаев Рауль Ринатович признан виновным и осужден за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотического средства, совершенных в крупном размере.
Преступление совершено в период времени, месте и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Татарстан Даминов О.А, не оспаривая виновности осужденного Бекпаева Р.Р, выражая несогласие с судебным решением ввиду существенных нарушений уголовного закона указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 7 УПК РФ определение суда должно быть законным, обоснованным и мотивированным, а сопряженное с решением вопроса о наказании-еще и справедливым.
Этим критериям итоговые судебные решения по данному делу отвечают не в полной мере.
Согласно ч. 3.2 ст. 72 УК РФ, время содержания под стражей лица, осужденного за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
Приговором от 9 февраля 2021 года Бекпаев Р.Р. осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Следовательно, решение о зачете времени содержания осужденного под стражей в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима на законе не основано.
Применив уголовный закон, не подлежащий применению, суд неосновательно сократил Бекпаеву Р.Р. срок наказания.
Допущенное нарушение закона является существенным, повлиявшим на исход дела, оно искажает саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Просит приговор Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2020 года и апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года в части решения о кратном зачете времени содержания осужденного под стражей до вступления приговора в законную силу в срок лишения свободы отменить, а уголовное дело для разрешения того же вопроса в соответствии с требованиями ч. 3.2 ст. 72 УК РФ направить на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 396, 397 и 399 УПК РФ.
В возражениях на кассационное представление прокурора осужденный Бекпаев Р.Р. считает, что он был осужден за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, которое было совершено 6 марта 2018 года. Частью 3.2, на которую ссылается заместитель прокурора Республики Татарстан Даминов О.А. статья 72 УК РФ была дополнена Федеральным Законом от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 УК РФ". Одновременно ст. 72 УК РФ была дополнена и частью 3.1.
Таким образом, редакция ст. 72 УК РФ в указанной части была изменена после совершения преступления, за которое он был осужден.
При таких обстоятельствах положение ч. 3.2 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального Закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) не могут быть применены по данному делу, поскольку в силу ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В связи с этим считает, что зачет времени содержания под стражей в срок отбытия наказания произведен в полном соответствии с законом. Просит в удовлетворении кассационного представления заместителя прокурора Республики Татарстан отказать.
Выслушав мнения участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационного представления, изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
Приговор постановлен в соответствии с требованиями ст. ст. 302 - 309 УПК РФ, выводы суда о доказанности вины осужденного Бекпаева Р.Р. основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, надлежащим образом мотивированы.
Виновность Бекпаева Р.Р. в совершении преступления подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, подробный анализ которых дан в приговоре.
Данные доказательства суд в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ тщательно проверил, сопоставил между собой и дал им правильную оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в совокупности - достаточности для разрешения дела по существу и постановления обвинительного приговора. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно.
Допустимость и достоверность доказательств, положенных судом в основу обвинительного приговора, сомнений не вызывает, их совокупность не находится в противоречии по отношению друг к другу, исследована в судебном заседании с достаточной объективностью, на основе состязательности сторон, что позволило суду принять обоснованное и объективное решение по делу. Приведенные в приговоре доказательства были проверены и исследованы в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными.
В соответствии с требованиями закона суд раскрыл в приговоре содержание доказательств, изложил существо показаний осужденного, свидетелей, сведения, содержащиеся в письменных доказательствах. Мотивы и основания, почему принимаются одни доказательства и отвергаются другие, приведены.
Какие-либо не устраненные судом существенные противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осужденного, которые могли повлиять на выводы суда о доказанности вины Бекпаева Р.Р, по делу отсутствуют.
Приведенная в приговоре юридическая квалификация действий осужденного Бекпаева Р.Р. соответствует содержащемуся в приговоре описанию преступного деяния, является правильной, в ее обоснование судом приведены убедительные мотивы.
Судебное разбирательство проведено полномочным судом объективно и всесторонне, с учетом положений ст. 252 УПК РФ, соблюдением требований закона о состязательности и равноправии сторон и выяснением всех юридически значимых для правильного разрешения уголовного дела обстоятельств, а сторонам были созданы необходимые условия для исполнения процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, которыми они реально воспользовались.
При назначении Бекпаеву Р.Р. наказания судом соблюдены требования ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, учтены характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельства их совершения, обстоятельства, характеризующие личность осужденной, которые суд исследовал с достаточной полнотой, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и условия жизни ее семьи, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Выводы суда о необходимости назначения Бекпаеву Р.Р. наказания в виде реального лишения свободы, об отсутствии оснований для применения положений ст. ст. 73, 64, ч. 6 ст. 15 УК РФ являются верными и должным образом мотивированными.
По своему виду и размеру назначенное Бекпаеву Р.Р. наказание является справедливым и соразмерным содеянному, оно назначено с учетом сведений о личности осужденного, отвечает целям, установленным ч. 2 ст. 43 УК РФ, при этом все заслуживающие внимания обстоятельства при назначении наказания учтены.
Вид исправительного учреждения верно назначен осужденному в соответствии с положениями ст. 58 УК РФ.
Вместе с тем, судебная коллегия, соглашаясь с доводами кассационного представления, отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Разрешая вопрос о зачете времени содержания Бекпаева Р.Р. под стражей до вступления приговора в законную силу, суд применил положения п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ и произвел указанный зачет из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
При этом суд оставил без внимания, что в соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ в отношении лиц, осужденных по ч. 2 ст. 228 УК РФ, время содержания под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно применил в отношении Бекпаева Р.Р. льготные условия зачета времени содержания под стражей, что повлекло незаконное сокращение назначенного срока лишения свободы и, соответственно, является существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия с учетом установленных ст. 401.16 УПК РФ ограничений приходит к выводу о необходимости отмены приговора в части зачета в срок отбывания наказания времени содержания осужденной под стражей с передачей уголовного дела в данной части на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 397, 399 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 401.14, ст. 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Кассационное представление заместителя прокурора Республики Татарстан Даминова О.А. удовлетворить.
Приговор Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 9 февраля 2021 года и апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2021 года в отношении Бекпаева Рауля Ринатовича в части решения вопроса о зачете времени содержания под стражей - отменить, материал в этой части направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции иным составом суда, в порядке, предусмотренном ст. ст. 396-399 УПК РФ.
В остальном приговор оставить без изменения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.