Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Борченко Д.Ю, судей Сергеевой Т.Ю, Даниловой И.Н, при секретаре Пименове А.М, с участием:
прокурора Никоновой Я.А, защитника-адвоката Невского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Башарова Зинура Зуфаровича на приговор Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Борченко Д.Ю, выступление защитника-адвоката Невского А.М, поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Никоновой Я.А, полагавшей приговор и апелляционное определение оставить без изменений, судебная коллегия
установила:
приговором Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года
Башаров Зинур Зуфарович, дата, уроженец д. "данные изъяты", гражданин "данные изъяты", не судимый, осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу, до вступления приговора в законную силу, оставлена без изменения.
Срок отбытия наказания Башарову З.З. исчислен с момента вступления приговора в законную силу.
На основании ст. 72 УК РФ зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 28 февраля 2020 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Определена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2020 года приговор суда первой инстанции изменен:
исключено из описательно-мотивировочной части приговора ссылка на мнение потерпевшей при назначении наказания:
обстоятельством, смягчающим наказание, признано активное способствование им раскрытию и расследованию преступления;
смягчено наказание до 6 лет 10 месяцев лишения свободы.
В остальной части приговор оставлен без изменений.
Башаров З.З. признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Преступление совершено 25 февраля 2020 года в д. Узбяково Республики Башкортостан при в обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе и дополнении к ней, осужденный Башаров З.З... выражает несогласие с судебными решениями ввиду неверной квалификации его действий.
Указывает, что суд не указал форму вины, мотив, цель и последствия преступления, мотивы по которым отверг доказательства, а выводы о его виновности носят предположительный характер. Дает оценку заключению эксперта о характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений потерпевшего и отмечает что, во время конфликта с потерпевшим, нож у него (Башарова З.З.) находился в руке, в это время потерпевший набросился на него, он защищался, умысла на причинение удара ножом не имел. Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля Ш И.Р, а вывод суда о наличие умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего противоречит установленным фактическим обстоятельствам по делу. В его действиях усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 118, 109 УК РФ.
Считает, что в показаниях свидетеля - очевидца произошедшего Ш И.Р. имеются существенные противоречия, которые не устранены. Судом не указано, какие показания им приняты и положены в основу приговора, а к каким он отнесся критически. Суд, приводя в приговоре показания указанного свидетеля поставил под сомнения выводы, изложенные в заключении эксперта N N от дата. Ссылка суда и стороны обвинения на результаты следствия не обоснованы, так как очная ставка, проверка показаний на месте происшествия не проводились. Вещественное доказательство - нож, суду не представлено, в ходе судебного следствия не обозрено, оттиски следов не взяты. В качестве свидетелей или очевидцев Г Ф.Н. и Ш И.Р. со стороны защиты не допрошены и в суд не вызывались. Ввиду отсутствия акта о состоянии опьянения, необоснованно указано, что преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения. Доказательства, собранные по делу, не оценены судом с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, в совокупности достаточности для разрешения уголовного дела.
Доводы о применении недозволенных методах ведения расследования судом проигнорированы. Адвокату Гарифулину Р.С. было известно о применении в отношении него недозволенных методов расследования, в связи с чем, он ходатайствовал о замене защитника, однако, в нарушение закона, в ходатайстве было отказано. Защитник поддерживал сторону обвинения. В его ходатайстве о проведении следственных действий также необоснованно отказано, что отражено в протоколе судебного заседания от 22 апреля 2020 года.
По мнению осужденного, предвзятость суда проявилась и в назначении чрезмерно сурового наказания. Совокупность смягчающих наказание обстоятельств, не повлияла на размер назначенного наказания. Судами не учтено поведение виновного во время, а также после совершения преступления, отсутствие умысла на причинение тяжких телесных повреждений.
Просит судебные решения отменить, направить на новое судебное рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурора Гафурийского района Республики Башкортостан Ипатова Г.Р. полагает, что состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, доводы жалобы несостоятельными.
Выслушав мнения участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Выводы в приговоре о виновности Башарова З.З. в совершении инкриминируемого преступления, квалификации его действий по ч. 4 ст. 111 УК РФ являются верными, основаны на исследованных в судебном заседании показаниях осужденного Башарова З.З. данными в ходе предварительного расследования и положенными в основу приговора об обстоятельствах конфликта между ним и Г А.М, нанесении ему ударов Г А.М, обстоятельствах нанесения удара ножом Г А.М.; свидетеля Ш И.Р, данными в ходе предварительного расследования и положенными в основу приговора, из которых следует, между Башаровым З.З. и Г А.М, произошла драка, которую он разнял, после чего Башаров З.З. взял с кухонной комнаты нож и ударил им в ногу Г А.М, свидетеля Х Ф.З. об обстоятельствах вызова скорой помощи, протоколами: осмотра места происшествия; осмотра предметов и документов, выемки; заключением судебно-медицинской экспертизы о тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего и механизму образования телесных повреждений - в виде сквозного ранения средней трети правого бедра с полным пересечением правой бедренной артерии и правой бедренной вены на 2/3 ее диаметра; заключением эксперта, из которого следует, что колото-резанные рана на представленных препаратах кожи от трупа Г А.М. могли быть причинены клинком представленного на исследование ножа с деревянной ручкой и других доказательствах содержание которых подробно приведено в приговоре.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом были всесторонне исследованы и проанализированы. Собранным доказательствам в приговоре дана надлежащая оценка с подробным анализом и указанием мотивов, по которым суд принял одни доказательства в качестве допустимых и достоверных, а к другим отнесся критически.
Суд обоснованно признал положенные в основу приговора показания Башарова З.З, свидетеля Ш И.Р, данные ими в ходе предварительного расследования, достоверными, указав, что в целом они последовательны, согласуются друг с другом, а также с письменными материалами дела. Из представленных материалов следует, что их показания были надлежаще проверены судом, в том числе путем сопоставления, не только друг с другом, а также с иными материалами дела.
Существенных нарушений уголовно-процессуального закона при исследовании и оценке доказательств, повлиявших на правильность установления судом фактических обстоятельств дела, а также каких - либо объективных данных, которые бы остались без внимания и свидетельствовали бы о допущенной ошибке, предопределившей исход дела, либо существенно нарушившей права и законные интересы участников уголовного процесса, не усматривается.
Оценка доказательств по делу соответствует требованиям ст. ст. 87, 88 УПК РФ. Доказательства, на которые суд сослался в приговоре в обоснование виновности осужденного, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, существенных противоречий по значимым обстоятельствам дела, подлежащим доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, не содержат, в связи с чем обоснованно признаны судом достоверными, допустимыми и относимыми, а в совокупности достаточными для постановления в отношении Башарова З.З, обвинительного приговора.
В соответствии с требованиями закона суд раскрыл в приговоре содержание доказательств, изложил существо показаний осужденного, свидетелей, сведения, содержащиеся в письменных доказательствах.
Приговор постановлен в соответствии с требованиями ст. ст. 302 - 309 УПК РФ, описательно-мотивировочная часть которого, согласно требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ содержит описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотива, цели и последствий преступления.
Суд обоснованно, с приведением убедительной аргументации в приговоре указал, почему он критически отнесся к показаниям осужденного в судебном заседании о неумышленном нанесении потерпевшему удара ножом.
Суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях осужденного умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекший по неосторожности смерть, поскольку об этом свидетельствуют характеристика орудия преступления - нож, локализация ранения и характер последствий - в виде сквозного ранения средней трети правого бедра с полным пересечением правой бедренной артерии и правой бедренной вены на 2/3 ее диаметра. Данное повреждение при жизни вызвало тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, повлекло за собой смерть, которая наступила на месте происшествия от колото-резанного сквозного ранения средней трети правого бедра с повреждением бедренных артерии и вены, сопровождающиеся наружным кровотечением, осложненной развитием обильной кровопотери.
Вопреки доводам жалобы осужденного суд обоснованно положил в основу приговора показания свидетеля Ш И.Р. в ходе предварительного расследования, а именно нанесении Башаровым З.З. удара потерпевшему ножом с деревянной ручкой. Указанные показания, после их оглашения в судебном заседании с согласия сторон и с соблюдением требований ст. 281 УПК РФ, Ш И.Р. подтвердил, что подтверждается протоколом судебного заседания (том 2 л.д. 56), они согласуются с показаниями осужденного в ходе предварительного расследования и заключением эксперта N N от дата, из которого следует, что колото-резанные рана на представленных препаратах кожи от трупа Г А.М. могли быть причинены клинком представленного на исследование ножа с деревянной ручкой.
Оснований для оговора Башарова И.Р. со стороны свидетеля Ш И.Р. предыдущими судебными инстанциями установлено не было и по имеющимся материалам дела не усматривается.
Экспертизы по делу проведены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, выводы экспертов в заключениях подробно мотивированны. Оснований для признания недопустимыми доказательствами заключений экспертов, не имеется.
Выводы суда о виновности осужденного Башарова И.Р. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных и исследованных в судебном заседании существенных для исхода дела доказательств, а не на догадках и предположениях. Юридическая квалификация действий осужденного, а также установленные судом фактические обстоятельства дела, являются верными. Поскольку тяжкий вред причинен потерпевшему не с целью пресечения противоправных действий потерпевшего и не в момент их совершения, оснований для иной квалификации действий Башарова З.З, у судебной коллегии не имеется.
Приведенные осужденным Башаровым З.З. в кассационной жалобе доводы фактически направлены на переоценку доказательств, при этом несогласие с данной судом оценкой доказательствам, а также выводами суда, изложенными в приговоре, на правильность этих выводов и, прежде всего, о виновности Башарова З.З. в содеянном, не влияет.
Вопреки доводам жалобы осужденного, каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона на стадии предварительного расследования, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу с вынесением по нему соответствующего итогового решения, в том числе данных, указывающих на фальсификацию доказательств обвинения, предыдущими судебными инстанциями выявлено не было и по представленным материалам не обнаруживается.
В ходе предварительного расследования вещественные доказательства были осмотрены, с материалами уголовного дела осужденный Башаров З.З. ознакомлен в полном объеме. Кроме того, в судебном заседании повторно был ознакомлен с материалами дела, без ограничения во времени. Согласно протокола судебного заседания материалы уголовного дела были исследованы. При выполнении указанных действий осужденный и защитник каких-либо ходатайств о нарушении требований уголовно-процессуального закона не заявляли.
Доводы осужденного о недозволенных методах ведения расследования, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела. Следственные действия с участием Башарова З.З. проведены с участием защитника и в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства. Замечаний по содержанию протоколов ни от Башарова З.З, ни от защитника не поступало. Фактов не процессуального воздействия на обвиняемого судом не установлено.
Вопреки доводам жалобы данных о том, что защитник действовал вопреки воле подзащитного, материалы уголовного дела не содержат. Ходатайство Башарова З.З. об отводе защитника Гарифуллина Р.С, после ознакомления с материалами дела, своевременно и в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона рассмотрено (том 2 л.д.28).
Ходатайства осужденного и стороны защиты в ходе судебного разбирательства в соответствии с требованиями закона рассмотрены и по ним приняты правильные и обоснованные решения, необоснованных отказов в заявленных ходатайствах не имеется. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем, неполном или необъективном судебном следствии не имеется.
Судебное разбирательство по делу проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципов состязательности и равноправия сторон. Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, которые могли бы поставить под сомнение законность и обоснованность принятых по делу итоговых судебных решений, по делу допущено не было. Протокол судебного заседания в полном объеме соответствует требованиям ст. 259 УПК РФ. Оснований сомневаться в объективности и правильности изложенных в нем сведений не имеется.
При назначении наказания осужденному Башарову З.З. суд, в соответствии со ст. ст. 6, 60 УК РФ, в полной мере учел все обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Смягчающими наказание обстоятельствами суд обоснованно признал, признание вины в ходе предварительного следствия, частичное признание вины в судебном заседании, оказание помощи потерпевшему и вызов скорой помощи, противоправное поведение потерпевшего.
Иных смягчающих наказание обстоятельств обоснованно не установлено.
Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
Наказание назначено с учетом положений ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Таким образом, все заслуживающие внимания обстоятельства, известные суду на момент постановления приговора, были надлежащим образом учтены при решении вопроса о виде и размере наказания.
С учетом обстоятельств содеянного, данных о личности осужденного, характера совершенного преступления и обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу о назначении осужденному наказания в виде реального лишения свободы.
Оснований для применения ст.ст. 64 и 73 УК РФ судом не установлено и не усматривает судебная коллегия, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершения преступления, поведением осужденного до и после совершения преступления, иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного, не выявлено.
Оснований для изменения категории преступлений в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ, судебная коллегия также не усматривает.
Вопреки доводам жалобы указание в приговоре на совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, не свидетельствует о нарушении требований уголовного закона и несправедливости назначенного наказания, такое состояние Башарова З.З. в качестве отягчающего обстоятельства при назначении наказания судом не учитывалось.
Назначенное Башарову З.З. наказание соответствует целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, указанным в ч. 2 ст. 43 УК РФ, является справедливым, соразмерным содеянному и не может быть признано чрезмерно суровым.
При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке судебной коллегией в полном объеме были проверены доводы апелляционной жалобы, по результатам рассмотрения было принято обоснованное решение, не согласиться с которым оснований не имеется. Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Фундаментальных нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законов, безусловно влекущих отмену или изменение состоявшихся в отношении Башарова З.З. судебных решений, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2020 года в отношении Башарова Зинура Зуфаровича - оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.