Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В. и Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 сентября 2021 года кассационную жалобу административного ответчика Рамалданова Р.Ш. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 марта 2021 года по административному делу N 2а-889/2020 по административному исковому заявлению прокурора Тукаевского района Республики Татарстан в защиту неопределённого круга лиц к Рамалданову Руслану Шахбазовичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад председательствующего Ляпина Н.А, объяснения посредством систем видеоконференц-связи административного ответчика Рамалданова Р.Ш. в обоснование доводов кассационной жалобы, а также мнение прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего необходимым оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Тукаевского района Республики Татарстан, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Рамалданову Р.Ш. (далее - административный ответчик) о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указывалось, что по результатам проведённой прокуратурой Тукаевского района Республики Татарстан проверки установлено, что Рамалданов Р.Ш, имеющий водительское удостоверение категории "В, В1, С, С1, М", выданное 4 апреля 2018 года, имеет противопоказания к управлению транспортными средствами как состоящий с октября 2019 года на учёте в государственном автономном учреждении здравоохранения "Тукаевская центральная районная больница" (далее - ГАУЗ "Тукаевская ЦРБ") с диагнозом " "данные изъяты", что создаёт угрозу безопасности дорожного движения и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц - участников дорожного движения в Российской Федерации.
Тукаевский районный суд Республики Татарстан решением от 14 сентября 2020 года (с учётом определения Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 25 января 2021 года об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 марта 2021 года, удовлетворил административное исковое заявление. Суд постановилпрекратить действие права Рамалданова Р.Ш. на управление транспортными средствами по состоянию здоровья до получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами. На административного ответчика возложена обязанность сдать водительское удостоверение N от 4 апреля 2018 года в ОГИБДД отдела МВД России по Тукаевскому району Республики Татарстан.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 20 сентября 2021 года, административный ответчик Рамалданов Р.Ш. просит отменить постановленные по делу судебные акты, указывая в обоснование, что судами первой и апелляционной инстанций ненадлежащим образом исследованы медицинские документы ГАУЗ "Тукаевская ЦРБ", противоречащие друг другу в постановленных диагнозах, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имелось.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом
Проверив материалы дела, заслушав объяснения посредством видеоконференц-связи административного ответчика Рамалданова Р.Ш, мнение прокурора и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно сведениям регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по городу Набережные Челны Рамалданов Р.Ш. имеет водительское удостоверение N категории "В, В1, С, С1, М", выданное 4 апреля 2018 года, со сроком действия до 4 апреля 2028 года (л.д. 8).
Согласно выписке из протокола врачебной комиссии ГАУЗ "Тукаевская ЦРБ" от 13 февраля 2020 года N 83, Рамалданов Р.Ш. с 17 октября 2019 года состоит на профилактическом учёте в данном учреждении с диагнозом " "данные изъяты"" (л.д. 6).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения") и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, исходил из доказанности наличия у Рамалданова Р.Ш. заболевания, препятствующего безопасному управлению транспортным средством, и пришёл к выводу о том, что установленный Рамалданову Р.Ш. медицинский диагноз является противопоказанием для управления им транспортными средствами.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьями 1 и 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 данной статьи).
Пункты 1 и 4 статьи 23.1 указанного Федерального закона предусматривают, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, F10 - F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Из содержания приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" следует, что снятие с диспансерного учёта (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
На момент рассмотрения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций доказательств снятия Рамалданова Р.Ш. с диспансерного учёта на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, не имелось. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учёта свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав обстоятельства дела, подтверждённые совокупностью доказательств, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из того, что у административного ответчика Рамалданова Р.Ш. имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, что, в свою очередь, является основанием для прекращения действия специального права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Соглашаясь с данной позицией судов, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции также учитывает, что установление для гражданина противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Несогласие Рамалданова Р.Ш. с оценкой доказательств судами нижестоящих судебных инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела не является основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку нормы главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Выводы судебных инстанций, изложенные в судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, имеющимся доказательствам, которым дана оценка в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными и оснований к их отмене не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Рамалданова Р.Ш. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.