Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 7 сентября 2021 года кассационную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 30 марта 2021 года по административному делу N 2а-1-562/2021 по административному исковому заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" о признании незаконным и отмене распоряжения от 20 декабря 2019 года N 776-р, возложении обязанности восстановить ликвидированные захоронения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области РомановойМ.А, Пелевиной Н.И, представителя областного государственного бюджетного учреждения "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" Рузановой Т.Н. в поддержку кассационной жалобы, мнение старшего прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, представляющего Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор (далее - административный истец, прокурор), действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Агентству ветеринарии Ульяновской области (далее - Агентство). Впоследствии судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено областное государственное бюджетное учреждение "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" (далее - Референтный центр).
В обоснование требований прокурором указано, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области N776-р от 20декабря 2019 года "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" (далее - распоряжение) принято решение о ликвидации скотомогильников в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области, в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области, в с. Степановка Сурского района Ульяновской области, в с. Черненово Сурского района Ульяновской области, организованы мероприятия по ликвидации вышеуказанных скотомогильников как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Прокурор полагал, что распоряжение является незаконным и подлежащим отмене, поскольку оформленные в соответствии с установленными требованиями ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники (биотермическую яму) содержат сведения о том, что захоронения являются сибиреязвенными, в них захоронены животные, павшие от сибирской язвы в 1972, 1981, 1986 и 1990 годах.
Заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства 31 января 2020 года внесен протест на распоряжение, отклонённый Агентством по результатам рассмотрения.
Прокурор с учетом произведенного уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20 декабря 2019 года N 776-р "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" в части скотомогильника в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области, в с. Степановка Сурского района Ульяновской области, в с. Черненово Сурского района Ульяновской области, в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области; возложить на административных ответчиков обязанность обеспечить безопасность названных сибиреязвенных захоронений в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва".
Решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 18декабря 2020 года удовлетворены административные исковые требования прокурора к Агентству ветеринарии Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 30 марта 2021 года отменено решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года в части возложения на областное государственное бюджетное учреждение "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений - скотомогильника в р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с. Степановка Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в с. Черненово Сурского района Ульяновской области; скотомогильника в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно- эпидемиологических правил "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва".
В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора к областному государственному бюджетному учреждению "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия"; в остальной части решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 7 сентября 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, и дополнениях к ней Агентство, повторно приводя доводы, ранее изложенные в апелляционной жалобе, выражает несогласие с выводами судов об исходящей от объектов биологической опасности, просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что прокурором пропущен срок для обращения в суд с означенным административным иском, податель жалобы не соглашается с выводом судов о наличии оснований для восстановления прокурору срока на подачу административного искового заявления.
По мнению автора жалобы, прокурор не представил доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку объекты, на которые указывает прокурор, представляет собой не сибиреязвенные скотомогильники, а места сжигания трупов животных, погибших от сибирской язвы. Таким образом, доводы административного иска не соответствуют содержанию норм Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", кроме того, вступившие в действие с 1января 2021 года Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626, не предусматривают осуществления мероприятий, указанных в административном исковом заявлении.
На местах сжигания трупов животных произведены отборы проб почвы, впоследствии проведены лабораторные исследования на наличие спор возбудителя сибирской язвы, биологическая безопасность указанного места подтверждена.
Податель жалобы считает, что ссылки судов на ветеринарно-санитарные карточки на скотомогильники, базу данных сибиреязвенных захоронений, акты обследования состояния сибиреязвенного скотомогильника, акты ветеринарно-санитарного освидетельствования, акты о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника не могут служить основанием для удовлетворения административных исковых требований прокурора, так как наименование "сибиреязвенный скотомогильник" не соответствует достоверным сведениям об объектах.
Указывает также на то, что ввиду изменений, внесенных в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", у Агентства с 1 января 2020 года отсутствуют полномочия по осуществлению надзорных мероприятий за скотомогильниками на территории Ульяновской области, кроме того, все нормативные правовые акты, указанные в административном исковом заявлении, признаны утратившими силу или отменены.
Полагает, что исполнение решения суда приведёт к неправомерному расходованию средств областного бюджета на объекты, не находящиеся в государственной собственности Ульяновской области.
Кроме того, подателем жалобы приведены доводы о невозможности определения точных географических координат ликвидированных объектов, их границ и площади.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на территории Ульяновской области в Карсунском районе в р.п. Карсун по ул. Ленина в 20 м от дома N; в Сурском районе в 1 км западнее с. Черненово; в р.п. Сурское (1, 1 км южнее от р.п. Сурское); на территории Лавинского сельского поселения в 350 метрах западнее с. Степановка Сурского района Ульяновской области расположены сибиреязвенные скотомогильники, на которые оформлены ветеринарно-санитарные карточки в соответствии с требованиями пункта 7.3. "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке N1 на скотомогильник (биотермическую яму), расположенный по адресу: Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Карсун, ул. Ленина, скотомогильник расположен западнее р.п. Карсун (от р.п. Карсун - 20 м, СПК "Карсунский" - 4000 м, реки Барыш - 2000 м, дороги "Карсун- Инза" - 1200 м), имеет площадь 600 кв.м, огорожен. В 1972 году в скотомогильнике захоронено животное (корова 1голова), павшее от сибирской язвы, последняя запись о проверке скотомогильника датирована 20 мая 2011 года.
Ветеринарно-санитарная карточка без номера на скотомогильник (биотермическую яму) в р.п. Сурское содержит сведения, что животные, павшие от сибирской язвы, захоронены 1 ноября 1986 года. Скотомогильник удален от р.п. Сурское на 1, 1 км, находится в юго-западном направлении от р.п. Сурское, имеет площадь 30 кв.м, огорожен в 2010 году, последняя запись о проверке скотомогильника датирована 17 мая 2011 года.
Ветеринарно-санитарная карточка без номера на скотомогильник (биотермическую яму) в с. Степановка Сурского района Ульяновской области содержит сведения о захоронении животных, павших от сибирской язвы 17мая 1981 года. Скотомогильник находится в восточной стороне от с.Степановка на 350 м (жители в селе не проживают), с. Лава - 10 км, имеет площадь 80 кв.м, огорожен в 2010 году, последняя запись о проверке скотомогильника датирована 18 мая 2011 года.
Ветеринарно-санитарная карточка без номера на скотомогильник (биотермическую яму), расположенный в с. Черненово Сурского района Ульяновской области, содержит сведения о захоронении животных, павших от сибирской язвы 18 ноября 1990 года. Скотомогильник расположен в западном направлении от с. Черненово на расстоянии 1 км, в 3-х км от р.Сура, в 1 км от дороги "Сурское-Кирзять", имеет площадь 9 кв.м, огорожен в 2010 году, последняя запись о проверке скотомогильника датирована 17 мая 2011 года.
Согласно базе данных сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области, указанные скотомогильники являются сибиреязвенными.
13 ноября 2019 года Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес Правительства Ульяновской области принесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области.
На основании распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области от 20 декабря 2019 года N 776-р "О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Инзенского, Николаевского, Кузоватовского, Карсунского, Радищевского, Старокулаткинского, Сурского, Цильнинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении" организованы и проведены мероприятия по ликвидации как неиспользуемых и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении скотомогильников: в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области, р.п. Сурское, с. Степановка, с. Черненово Сурского района Ульяновской области.
Согласно актам о проведении ликвидации неиспользуемых сибиреязвенных скотомогильников (захоронения золы после сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы) от 25 декабря 2019 года ликвидированы сибиреязвенные скотомогильники в р.п. Сурское, с.Черненово, с. Степановка, р.п. Карсун.
На распоряжение Агентства Волжским межрегиональным природоохранным прокурором 31 января 2020 года принесен протест, по результатам рассмотрения которого Агентство в ответе прокурору от 14февраля 2020 года указало на недостоверность приведенных в протесте сведений, сославшись на то, что в скотомогильниках имело место захоронение зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, в связи с чем скотомогильники не являются почвенными очагами сибирской язвы. По результатам проведенных лабораторных испытаний возбудитель сибирской язвы на территориях скотомогильников не обнаружен.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, предъявленных к административным ответчикам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ликвидация сибиреязвенных скотомогильников противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 56, Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространения сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.
Суд апелляционной инстанции согласился с означенными выводами суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционных жалоб административных ответчиков, верно указал, что у Агентства отсутствовали основания для принятия оспариваемого распоряжения о ликвидации неиспользуемых скотомогильников, правильно признав несостоятельными доводы административных ответчиков о том, что в спорных скотомогильниках захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, ликвидированные места захоронений не являются сибиреязвенными скотомогильниками.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с решением суда первой инстанции в части удовлетворения административных исковых требований прокурора к Референтному центру, поскольку надлежащим административным ответчиком по делу является Агентство как орган исполнительной власти, в полномочия которого входит организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области. Референтный центр подведомственен Агентству, которое от имени Правительства Ульяновской области осуществляет полномочия учредителя в отношении данного учреждения.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции в части возложения на Референтный центр обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенных захоронений, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора к Референтному центру.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов, полагая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что прокурор не представил суду доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц исходящей от объектов биологической опасностью опровергается материалами дела. Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного возбудителя в почве захоронений не может свидетельствовать о полной безопасности захоронений, поскольку отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации возбудителя сибирской язвы.
Утверждения подателя жалобы о том, что прокурором пропущен срок для обращения в суд с означенным административным иском, а судами принято решение о его безосновательном восстановлении, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Так, судами при разрешении означенного вопроса обоснованно указано на наличие оснований для восстановления прокурору срока на обращение в суд с административным иском, учтено совершение прокурором действий по принесению протеста на распоряжение, первоначальное обращение прокурора с административным иском о признании незаконным распоряжения в иной суд, обжалование прокурором в апелляционном порядке определения суда о возвращении административного иска, характер обращения прокурора с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также то обстоятельство, что допущенное нарушение санитарно-экологического законодательства носит длящийся характер.
Вопреки доводам, содержащимся в жалобе и дополнениях к ней, факт захоронения в скотомогильниках трупов животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарными карточками.
Аргумент Агентства о том, что захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации сибиреязвенных скотомогильников, поскольку захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения. При отклонении от установленных правил сжигания трупов животных в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.
Кроме того, согласно пункту 3.9 Методических рекомендаций МР 3.1.0232-21. Профилактика инфекционных болезней. Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы, утвержденных Роспотребнадзором 1 марта 2021 года, выделяют следующие способы захоронений трупов и останков животных, павших от сибирской язвы:
- неорганизованные сибиреязвенные захоронения (далее - СЯЗ) (стихийные захоронения, в т.ч. зарывание в почву без сожжения);
- организованные СЯЗ (старые скотомогильники с захоронением в земляных ямах, скотомогильники с захоронением зольных останков без информации о способе сожжения, скотомогильники с захоронением в яме после сожжения в крематории/печи, биотермические ямы).
По способам захоронений максимальную потенциальную опасность представляют собой "моровые поля", неорганизованные СЯЗ, в т.ч. вновь выявленные и произведенные без участия ветеринарных специалистов. Средняя опасность характерна для СЯЗ, организованных в 1950 - 1995 гг, а также земляных ям с захоронением зольных останков сожженных животных. Минимальную опасность представляют биотермические ямы (ямы Беккари).
Таким образом, названные Методические рекомендации рассматривают скотомогильники с захоронением зольных останков без информации о способе сожжения как имеющие среднюю опасность, что подтверждает правильность выводов судов.
Указания в жалобе на то, что координаты скотомогильников не определены на местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не опровергают выводов судов о том, что спорные захоронения являются сибиреязвенными и не подлежали ликвидации, а также не свидетельствует о законности оспариваемого распоряжения Агентства.
Административными ответчиками проводились мероприятия по отбору проб почвы с территорий скотомогильников, что указывает на их осведомленность о местах нахождения спорных сибиреязвенных захоронений. Кроме того, описание местоположения скотомогильников содержится в ветеринарно-санитарных карточках. При наличии каких-либо препятствий к исполнению решения суда в указанной части, они могут быть устранены посредством обращения за разъяснением решения суда.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не содержится.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.