Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Сказочкина В.Н, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 сентября 2021 года кассационную жалобу Мартыновой А.И. на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 августа 2021 года по административному делу N 2а-927/2021 по административному исковому заявлению Мартыновой Антонины Ивановны к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в перераспределении земельных участков при рассмотрении обращений от 12 апреля 2018 года, 29 октября 2018 года и постановления от 24 декабря 2020 года N 2787 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, возложении обязанности принять законное решение по обращениям от 12 апреля 2018 года, 29 октября 2018 года о заключении соглашения о перераспределении земель.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Мартыновой А.И. по доверенности Овчинникова А.В. в поддержку кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мартынова А.И. (далее - административный истец) обратилась в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее - административный ответчик, администрация) просила суд: признать незаконными действия администрации по приведению новых оснований для отказа при повторном рассмотрении обращений от 12 апреля 2018 года, 29октября 2018 года о заключении соглашения о перераспределении земель; признать незаконным постановление администрации от 24 декабря 2020 года N 2787 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель, возложить на администрацию обязанность принять законное решение по обращениям от 12 апреля 2018 года, 29 октября 2018 года о заключении соглашения о перераспределении земель.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 августа 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Мартыновой А.И.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 27 сентября 2021 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Мартынова А.И, выражая несогласие с постановленными по делу судебными актами, просит отменить их в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, повлиявшими на исход дела, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить её административное исковое заявление.
В обоснование кассационной жалобы указано, что с 2017 года администрация неоднократно незаконно отказывала ей в удовлетворении заявлений о заключении соглашения о перераспределении земель, приводя новые основания для отказа вопреки требованиям пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Мартынова А.И. обращалась в суд, который неоднократно принимал решения, обязывающие администрацию повторно рассмотреть заявление.
В оспариваемом постановлении администрации от 24 декабря 2020 года N 2787 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель приведено новое основание для отказа, что не соответствует требованиям закона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует, что 12 апреля 2018 года Мартынова А.И. обратилась в администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м и смежного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 297 кв.м.
Постановлением администрации от 4 мая 2018 года N 984 в заключении соглашения административному истцу отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 11.9, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, подпунктом 11 пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 7 и 8 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что земельный участок в испрашиваемых границах пересекает границы земельного участка, с расположенным на нем гидротехническим сооружением с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес". Образование земельного участка в испрашиваемых границах приведет к невозможности обслуживания и эксплуатации гидротехнического сооружения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 25 сентября 2018 года, отменившим решение Новокуйбышевского городского суда от 29 июня 2018 года, признано незаконным постановление администрации от 4 мая 2018 года N 984, на администрацию возложена обязанность возобновить рассмотрение заявление Мартыновой А.И. от 12 апреля 2018 года N.
29 октября 2018 года Мартынова А.И. вновь обратилась в администрацию городского округа Новокуйбышевск Самарской области с аналогичным заявлением.
Постановлением администрации от 26 ноября 2018 года N 2622 административному истцу отказано в заключении соглашения по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что на образуемом земельном участке расположено здание, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на которое заявителем не представлены.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 14 января 2019 года, вступившим в законную силу 25 февраля 2019 года, признано незаконным постановление администрации от 26 ноября 2018 года N, на администрацию возложена обязанность возобновить рассмотрение заявление Мартыновой А.И. от 29 октября 2018 года N.
В результате возобновления рассмотрения заявления Мартыновой А.И. постановлением административного ответчика от 26 сентября 2019 года N2632 Мартыновой А.И. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основанию, предусмотренному подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29, подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ мотивирован тем, что часть земельного участка находится на землях общего пользования, которые ограничены установленными красными линиями, утвержденными постановлением администрации городского округа Новокуйбышевск от 9января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск", а в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 19 августа 2020 года, вступившим в законную силу 24 ноября 2020 года, признано незаконным постановление администрации от 26 сентября 2019 года N 2632 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков ввиду того, что представленные администрацией сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не позволяют достоверно определить наличие красных линий относительно спорного земельного участка, на администрацию возложена обязанность возобновить рассмотрение заявлений Мартыновой А.И. от 12апреля 2018 года N, от 29 октября 2018 года N.
Опубликованным в газете "Вестник" и на официальном сайте администрации постановлением администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск" утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории) района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск, разработанная на основании постановления администрации от 2 сентября 2015 года N 2790 "О подготовке документации по планировке территории в городском округе Новокуйбышевск".
Постановлением администрации от 24 декабря 2020 года N 2787 административному истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 297 кв.м и земельного участка N, площадью "данные изъяты" кв.м на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду того, что часть образуемого земельного участка находится на землях общего пользования, которые ограничены установленными красными линиями, утвержденными постановлением администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск".
Рассматривая административное дело и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно исходил из того, что оспариваемое постановление администрации соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Вышеозначенные выводы судов, по мнению судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98" (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25февраля 2016 года N 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.
Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.
Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности, суды правомерно пришли к выводу о законности постановления администрации об отказе в перераспределении земельных участков ввиду нахождения части испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, ограниченной установленными красными линиями, что усматривается из сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, схемы красных линий, чертежа красных линий и других доказательств, исследованных судом.
Содержание кассационной жалобы повторяет доводы апелляционной жалобы, аналогично позиции подателя жалобы в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергает выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводится к несогласию с ними, направлено на переоценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждает существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, администрация при рассмотрении заявлений административного истца от 12 апреля 2018 года, 29октября 2018 года о заключении соглашения о перераспределении земель в порядке, установленном судом, не вправе не применить положения нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в означенной сфере, в частности постановления администрации от 9 января 2019 года N 1 "Об утверждении документации по планировке территории района жилищного строительства Гранный в городском округе Новокуйбышевск".
Материалы дела не содержат указаний на то, что Мартыновой А.И. принимались меры к оспариванию в судебном порядке означенного постановления администрации, которым на спорной территории установлены красные линии.
Вышеприведенными решениями суда права административного истца восстановлены путем возложения на администрацию обязанности повторного рассмотрения заявлений Мартыновой А.И, вместе с тем ей не принято мер к обжалованию данных судебных актов по тому основанию, что судами с учетом неоднократности незаконных отказов избран неверный способ восстановления прав административного истца.
Кроме того, вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим. Материалы дела не содержат сведений об обращении Мартыновой А.И. в суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в связи с принятием после её обращения за перераспределением земель постановления администрации, утвердившего документацию по планировке территории, которым на спорной территории установлены красные линии.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обеих инстанций обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 10 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мартыновой А.И. - безудовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.