Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Габдуллина Р.Г, судей Карякина Е.А. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании, поданную 24 сентября 2021 года кассационную жалобу администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан на решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года по административному делу N 2а-733/2020 по административному исковому заявлению Ахматгалиева Я.И. к администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Габдуллина Р.Г, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ахматгалиева Я.Н. (далее - административный истец) 24 июня 2020 года обратилась в администрацию муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан (далее - административный ответчик, Администрация) с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, и в качестве нуждающихся в однократном и бесплатном предоставлении земельного участка по категории "Многодетные семьи".
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, оформленным протоколом от 14 июля 2020 года N 9, Ахматгалиевой Я.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в однократном и бесплатном предоставлении земельного участка по категории "Многодетные семьи" по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, по причине того, что на каждого члена семьи административного истца приходится 16, 12 кв.м жилой площади, что превышает учётную норму.
По мнению административного истца, решение Администрации является незаконным, влекущим нарушение ее прав, свобод и законных интересов, поскольку при расчете обеспеченности административного истца и членов ее семьи жилой площадью административным ответчиком необоснованно учтена площадь сеней жилого дома.
В связи с этим, обратившись в суд, административный истец просила признать незаконным названное решение Администрации и возложить на этот орган обязанность поставить ее на учет лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года, административные исковые требования Ахматгалиевой Я.И. удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик - администрация муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Ахматгалиевой Я.И.
В обоснование доводов кассационной жалобы административный ответчик повторяет позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Не соглашается с выводами судов о неправомерности оспариваемого отказа в постановке административного истца на учет. Полагает, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся во владении заявителя и членов ее семьи, вне зависимости от назначения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, административный истец, наряду со своим мужем Ахматгалиев В.Л, является собственником жилого дома площадью 80, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В указанном доме, помимо административного истца и ее мужа, также были зарегистрированы и проживали их трое несовершеннолетних детей: дочь Амирова Л.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Амирова Л.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Ахматгалиев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определяя обеспеченность административного истца и членов ее семьи жилой площадью, Администрация учла общую площадь указанного жилого дома и пришла к выводу о том, что на каждого члена семьи приходится 16, 12 кв.м, то есть свыше установленной в данном муниципальном образовании учётной нормы площади жилого помещения, вследствие чего, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказала в постановке административному истцу и членам ее семьи на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что расчеты административного ответчика противоречат требованиям жилищного законодательства и являются ошибочными, поскольку нежилое неотапливаемое помещение жилого дома - сени не относятся к жилым помещениям, в связи с чем, при определении обеспеченности административного истца жилым помещением должна быть учтена площадь указанного жилого дома в размере 47, 5 кв.м без учета площади сеней.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 59-з) определено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 10.1 названного закона земельная комиссия в течение 30 календарных дней принимает решение о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке его на учет в случае несоответствия заявителя условиям, установленным в статье 10 указанного закона.
Частью 2 статьи 10 Закона N 59-з определено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно соответствующей категории гражданам при наличии их нуждаемости в жилых помещениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из содержания пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан от 15 мая 2007 года N 181 по муниципальному району Янаульский район установлена учетная норма жилого помещения не более 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Приказом Минземстроя Российской Федерации от 4 августа 1998 года N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция).
Из Приложения N 1 к названной Инструкции следует, что пристройкой называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п.
Все пристройки разделяются на отапливаемые и холодные, общая площадь помещений в отапливаемых пристройках учитывается в составе жилищного фонда.
В то же самое время из технических документов на жилой дом, в котором проживают административный истец и члены ее семьи, а также иных доказательств следует, что пристроенные к дому сени представляют собой ни что иное, как входное нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и фактическим обстоятельствами административного дела, суды верно констатировали, что общая площадь сеней спорного жилого дома не входит в состав жилищного фонда и не может учитываться при определении обеспеченности административного истца и членов ее семьи жилыми помещениями.
Исходя из этого является обоснованным вывод судов о незаконности отказа Администрации в постановке административного истца с составом семьи из 5 человек на учёт в качестве нуждающихся в однократном и бесплатном предоставлении земельного участка по категории "Многодетные семьи", поскольку они подпадают под эту категорию граждан и имеют обеспеченность жилой площадью на каждого человека 9, 5 кв.м, что менее учетной нормы, установленной Решением Совета муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан от 15 мая 2007 года N 181 по муниципальному району Янаульский район.
Суждения судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, надлежащей оценке представленных сторонами доказательств и установлении юридически значимых обстоятельств, а постановленные по делу судебные акты отвечают требованиям законности и обоснованности.
Аргументы кассационной жалобы, тождественные содержанию административного искового заявления и апелляционной жалобы, проверенные судами при рассмотрении административного дела, не опровергают выводов судов обеих инстанций, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленных по делу судебных актов.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - Администрации муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.