Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 12 октября 2021 года кассационную жалобу Семенова Евгения Николаевича, Майорова Владимира Михайловича, Майоровой Людмилы Феликсовны, Григорьева Владимира Юрьевича, Ефремова Геннадия Николаевича на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 июля 2021 года по административному делу N 2а-336/2021 по административному исковому заявлению Семенова Евгения Николаевича, Майорова Владимира Михайловича, Майоровой Людмилы Феликсовны, Григорьева Владимира Юрьевича, Ефремова Геннадия Николаевича к администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, главе администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Кудряшову А.В. об оспаривании действий должностного лица.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
17 августа 2020 года Семенов Е.Н, Майоров В.М, Майорова Л.Ф, Григорьев В.Ю, Ефремов Г.Н. (далее - административные истцы) обратились в администрацию Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки указанного сельского поселения (далее - ПЗЗ) утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 27 сентября 2017 года N 18-06, в части изменения территориальной зоны земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве собственности, с зоны сельскохозяйственных угодий (СХ-1) на зону садоводства и огородничества, для ведения садоводства (СХ-3) (код вида разрешенного использования земельного участка 13.2).
2 ноября 2020 года главой сельского поселения вынесено постановление N 227/1 "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения, утвержденные решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 27 сентября 2017 года N 18-06".
По мнению административных истцов, оспариваемое постановление является незаконным, не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов, являющихся собственниками земельных участков, расположенных на спорной территории, лишает их возможности использовать земли для ведения садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 июля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Семенова Е.Н, Майорова В.М, Майоровой Л.Ф, Григорьева В.Ю, Ефремова Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее авторы, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашаются с выводами судов о законности оспариваемого постановления, полагают, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для его принятия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте заседания суда кассационной инстанции извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Как следует из материалов административного дела, Семенов Е.Н, Майорова Л.Ф, Григорьев В.Ю. и Ефремов Г.Н. являются собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "садоводство", находящихся на территории СНТ "Садовод", расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман- Сюктерское сельское поселение.
Согласно правилам землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Вурман-Сюктерского сельского поселения от 27 сентября 2017 года N 18-06, данные земельные участки находятся в территориальной зоне "сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения" (СХ-1).
Постановлением от 2 ноября 2020 года N 227/1 главой Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики отклонены предложения административных истцов о внесении изменений в правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения по причине того, что не соблюдается принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения.
Разрешая административный спор, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, констатировал, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в пределах его полномочий и компетенции, права и законные интересы административных истцов при этом не нарушает.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций основанными на применимых нормах материального права и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Так, статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Часть 2 статьи 33 упомянутого кодекса установлены основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
В качестве таких оснований установлены:
- несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
- поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
- поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
- несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
- несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
- установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
- принятие решения о комплексном развитии территории.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию. При этом физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5).
Комиссия в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
По смыслу приведенного правового регулирования законодатель разграничивает возможность внесения изменений в правила землепользования и застройки в зависимости от его несоответствия генеральному плану поселения или в связи с необходимостью изменения границ территориальных зон градостроительных регламентов для эффективного использования земельных участков, устранения причинения вреда их правообладателям.
Как следует из содержания заявления административных истцов, направленного главе администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, ими ставился вопрос об изменении территориальных зон, принадлежащих им земельных участков с СХ-1 на СХ-3.
Принимая постановление об отклонении предложений административных истцов, глава сельского поселения руководствовался заключением комиссии, которая дала рекомендации о невозможности внесения изменений со ссылкой на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие необходимость соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану поселения.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В этой связи, учитывая указанное правовое регулирование применительно к данному административному делу, обстоятельствами, подлежащими выяснению, является содержание генерального плана Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, в том числе его картографическая часть, которой определены функциональные зоны применительно к спорным земельным участкам.
Как правильно установлено судами, и это следует из сводной схемы генерального плана упомянутого сельского поселения, спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне промышленного и сельскохозяйственного производства - пашни.
В силу содержания пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (пункт 6).
В свою очередь предложенный административными истцами вариант изменения территориальной зоны с СХ-1 на СХ-3, допускающей строительство вышеуказанных объектов недвижимости, приведет к несоответствию правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, что в силу закона является недопустимым.
Таким образом, судами верно установлено, что правила землепользования и застройки Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики положениям генерального плана не противоречат и по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменению не подлежат.
Оценивая возможность рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что такая процедура осуществляется при поступлении предложений заинтересованных лиц об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. В то же время в поданном административными истцами заявлении таких предложений не содержалось.
В этой связи у судебных инстанций отсутствовали предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правовые основания для удовлетворения заявленных административными истцами требований, поскольку оспариваемое постановление административного ответчика положениям действующего законодательства не противоречит.
Правовых оснований для пересмотра судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, постановленных на правильном применении норм материального права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и оценке представленных сторонами доказательств, по доводам кассационной жалобы, выражающих несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела, не имеется.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 14 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенова Евгения Николаевича, Майорова Владимира Михайловича, Майоровой Людмилы Феликсовны, Григорьева Владимира Юрьевича, Ефремова Геннадия Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 3 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.