Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Борисова Павла Николаевича, поданную 30 сентября 2021 года на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года по административному делу N 2а-476/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан к Борисову Павлу Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения административного ответчика Борисова П.Н, его представителя Купцовой О.Ф, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Борисову П.Н, после уточнения заявив требования о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2015-2016 годы в размере 896 211 рублей, пени в размере 12 972, 81 рубля, ссылаясь на неисполнение обязанности по уплате налога административным ответчиком, являющимся собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" (том 2 л.д.243).
Указывалось, что нежилые помещения расположены в здании торгового центра с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан объект с кадастровым номером "данные изъяты" включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, за 2015-2016 годы, таким образом, объекты с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" автоматически включены в Перечень.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года, административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Борисова П.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 896 221 рублей, пени на имущество физических лиц в размере 12 972, 81 рубля.
В кассационной жалобе Борисов П.Н. просит об отмене судебных постановлений как незаконных, указывая, что перерасчет налога за предыдущие три года нарушает порядок исчисления налога, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объекты недвижимого имущества подлежали установлению уполномоченным органом в 2014 и 2015 году до утверждения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 и 2016 годы, однако дополнения в Перечень были внесены лишь 30 марта 2017 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный ответчик, его представитель доводы кассационной жалобы поддержали.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Судами установлено, что Борисов П.Н. в 2015-2016 годах являлся собственником помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес", в связи с чем ему за 2015-2016 годы начислен налог на имущество, который после перерасчета налога за 2015 год составил 896 221 рублей.
Из налоговых уведомлений усматривается, что сумма налога начислена исходя из сведений о кадастровой стоимости объектов налогообложения: в 2015 году - 2953536 руб. и 4926886 руб, в 2016 году - 14601737 руб. и 24299019 рублей.
Отклоняя доводы административного ответчика о необходимости применения налоговым органом положений налогового законодательства об упрощенной системе налогообложения, с учетом которых он должен быть освобожден от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, судебные инстанции правомерно исходили из норм пункта 3 статьи 346.11, пункта 7 статьи 378.2, статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц", указав, что соответствующий режим налогообложения распространяется как на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном Перечне.
Доводы о том, что, пересчитав налог за три года в 2017 году, налоговый орган лишил собственника объекта права на оспаривание стоимости за предыдущие 2015-2016 годы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны необоснованными с тем указанием, что налоговым органом расчет налога произведен в соответствии с нормой абзаца 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 2.1 указанной статьи перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Запрет на перерасчет сумм налогов, предусмотренный вышеуказанным пунктом в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, применяется лишь начиная с 1 января 2019 года.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно вышеуказанным положениям НК РФ Федеральная налоговая служба не уполномочена определять вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Подробно изучив доводы административного ответчика, суды дали им надлежащую правовую оценку, приняв во внимание достаточную совокупность доказательств в обоснование административных исковых требований.
При изложенных данных доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для ее удовлетворения и не могут повлечь отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова Павла Николаевича - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.