Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Назыровой Эльвиры Владиковны, поданную 29 сентября 2021 года на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года по административному делу N 2а-4472/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Башкортостан к Назыровой Эльвире Владиковне о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Назыровой Э.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017 год, в размере 4 590 рублей, пени в размере 314, 73 рублей, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год, в размере 23 400 рублей, пени в размере 1 604, 48 рубля, ссылаясь в обоснование требований на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов. Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялись требования об уплате страховых взносов, в установленный срок задолженность ею не уплачена.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Назырова Э.В. просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая, что судами не были приняты во внимание ее доводы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с указанными требованиями.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, принятых в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из тех обстоятельств, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419, пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком страховых взносов, она обязана самостоятельно исчислять суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетные периоды в размерах, установленных положениями статьи 430 НК РФ, учитывая, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 2315-О налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости отказа в административном иске в связи с пропуском налоговым органом срока для взыскания задолженности ранее получили надлежащую оценку со стороны судов, правомерно отклонены.
Судами учтено, что заявление налоговой инспекции о вынесении судебного приказа поступило мировому судье 23 апреля 2019 года и в связи с процессуальными нарушениями судебный приказ был вынесен лишь 27 марта 2020 года и впоследствии отменен 6 мая 2020 года ввиду возражений Назыровой Э.В. относительно его исполнения, таким образом, обращение налогового органа в районный суд 18 сентября 2020 года с административным исковым заявлением не может расцениваться как несвоевременное.
Исходя из норм статей 328, 329 КАС РФ при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с явным нарушением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, учтенным ранее судами, они не содержат указаний на факты, которые свидетельствовали бы о несоответствии выводов судебных инстанций обстоятельствам административного дела, нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
При изложенных данных доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Назыровой Эльвиры Владиковны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.