Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, поданную 22 октября 2021 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2021 года по административному делу N 2а-806/2021 по административному исковому заявлению Мазидуллина Нариса Мнировича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании незаконным отказа в принятии мер к наследованию имущества.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Мазидуллин Н.М. обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан о признании незаконными отказов в принятии мер к наследованию имущества, принадлежавшего ФИО, в виде 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций закрытого акционерного общества "Строй-Инвест", выраженных в письмах от 14 ноября 2019 года и 28 ноября 2019 года, обязании принять меры к признанию выморочным имущества, принадлежащих ФИО акций ЗАО "Строй-Инвест" и к наследованию данного имущества.
В обосновании требований указывал, что им совместно с ФИО было создано акционерное общество закрытого типа "Строй-Инвест", каждому из них на праве собственности принадлежали 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций. Впоследствии общество сменило организационно-правовую форму на закрытое акционерное общество. В настоящее время общество хозяйственную деятельность не осуществляет, в связи с чем он пришел к решению о ликвидации общества. ФИО умер 28 июля 2015 года, наследственное дело в отношении ФИО наследниками не открывалось. Ввиду того, что уставом ЗАО "Строй-Инвест" и Федеральным законом "Об акционерных обществах" предусмотрена возможность ликвидации путем принятия решения акционерами, обладающими не менее 3/4 голосов от общего числа, общество лишено возможности как осуществления деятельности, так и ее прекращения. В связи с этим считает, что имущество в виде акций, принадлежащих ФИО, должно быть признано выморочным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Яматов А.А, Курбангалеева А.А, Азнабаева Р.А, Шленская М.Н, Управление Федеральной налоговой службы по Республики Башкортостан.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, постановлено административный иск удовлетворить частично, признать незаконными отказы Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан в принятии мер к наследованию имущества, принадлежащего ФИО, в виде 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций ЗАО "Строй-Инвест", выраженные в письмах N 02-АА-07/8838 от 14 ноября 2019 года и N 02-АА-07/9522 от 28 ноября 2019 года, возложить на Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан обязанность принять меры к наследованию выморочного имущества, принадлежащего ФИО, в виде 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций ЗАО "Строй-Инвест". В удовлетворении требований о возложении на Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан обязанность принять меры к признанию выморочным имущества, принадлежащего ФИО, в виде 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций ЗАО "Строй-Инвест" отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан просит отменить апелляционное определение и отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, ссылаясь на положения пункта 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах, не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Полагает, что, вопреки мнению административного истца, общество может быть ликвидировано по решению суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалованного апелляционного определения.
Из материалов дела следует, что Мазидуллин Н.М. совместно с ФИО являлись учредителями акционерного общества закрытого типа "Строй-Инвест", каждому из них принадлежали 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций. В дальнейшем общество сменило организационно-правовую форму на закрытое акционерное общество. ФИО умер 28 июля 2015 года, наследственное дело в отношении его имущества не открывалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По смыслу правил, предусмотренных статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если у акционера отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, в этом случае имущество умершего акционера считается выморочным. Наследником такого имущества становится государство, при этом права на жилые помещения, земельные участки и расположенные на них здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества переходят городскому или сельскому поселению, муниципальному району либо городскому округу. Иное выморочное имущество, в том числе акции, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Из подпункта "а" пункта 3 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года N 1238, также следует, что выморочное имущество, перешедшее в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, передается Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции применительно к выводам районного суда, исходившего при отказе в удовлетворении административного иска из норм пункта 6 статьи 66 ГК РФ, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", правомерно указал на то, что законом не установлено ограничений по приобретению государством акций закрытого акционерного общества в результате наследования выморочного имущества, руководствуясь при этом также разъяснениями, данными судам в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".
Согласно статье 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" право на эмиссионную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с даты внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя. В силу статьи 29 указанного Федерального закона права владельцев на эмиссионные ценные бумаги удостоверяются записями на лицевых счетах в реестре, ведение которого осуществляется регистратором, или в случае учета прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии записями по счетам депо в депозитариях.
Учитывая, что заявитель не может в одностороннем порядке вывести умершего акционера из числа акционеров общества, его обращение в суд с вышеуказанным административным иском не может считаться ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела и постановилапелляционное определение при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
При изложенных данных кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.