Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 8 ноября 2021 года кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности") на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года по административному делу N 2а-1392/2021 по административному исковому заявлению БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" об оспаривании бездействия Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области по рассмотрению предложения о взаимодействии.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в суд с административным иском об оспаривании бездействия Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) по рассмотрению обращений административного истца от 30 ноября 2021 года N 18547, 18548 по вопросу взаимодействия в части организации добровольческой деятельности (л.д. 11, 61). Заявленные требования мотивированы тем, что административным ответчиком не принято решение по указанным обращениям, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия Министерства, министра данного органа исполнительной власти Исаевой Н.С, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности от 30 ноября 2020 года N 18547 отменено. В указанной части принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеприведенного закона граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с пунктом 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425, орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения добровольческой организации о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращения от 30 ноября 2020 года N 18547, N 18548 не являлись предложениями о сотрудничестве, а содержали сведения рекламного характера, в связи с чем обязанности дать ответ заявителю у административного ответчика не возникла. Кроме того, из материалов административного дела следует, что обращение от 30 ноября 2020 года N 18548 Министерством фактически не получено. В связи с этим основания для признания незаконными бездействия административного ответчика отсутствовали.
Вместе с тем, частично отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования в части непринятия Министерством решения по обращению от 30 ноября 2020 года N 18547, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что данное обращение БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" соответствовало требованиям, предъявляемым к предложению о взаимодействии, которое в установленный законом срок административным ответчиком не рассмотрено, в связи с чем пришел к правильному выводу о нарушении прав административного истца и наличии правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 329 названного кодекса, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Каких-либо аргументов, ставящих под сомнение законность выводов судебных инстанций кассационная жалоба БРМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" не содержит.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.