Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н, судей Подгорновой О.С, Гаиткуловой Ф.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Департамента молодежной политики Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 августа 2021 г. по гражданскому делу N 2-2692/2021 по иску Подымовой Ирины Александровны, Подымова Дмитрия Васильевича к Департаменту молодежной политики Оренбургской области, администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области о признании незаконным отказа в социальной выплате.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Л.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Подымова И.А, Подымов Д.В. обратились в суд с иском и просили: признать незаконным приказ Департамента молодежной политики Оренбургской области от 9 февраля 2021 года N 23-ОД "О внесении изменений в приказ Департамента молодежной политики Оренбургской области от 27.11.2020 N258-ОД", которым семья Подымова Д.В. исключена из списка претендентов на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области в 2021 году";
обязать Департамент молодежной политики Оренбургской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истцов путем издания приказа о включении семьи Подымова Д.В. в списки претендентов на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области в 2021 году";
признать незаконным отказ администрации МО Пономаревский район Оренбургской области об отказе в выдаче семье Подымова Д.В. свидетельства, удостоверяющего право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет бюджетных средств;
обязать администрацию МО Пономаревский район Оренбургской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истцов путем выдачи семье Подымова Д.В. свидетельства, удостоверяющего право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет бюджетных средств.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 29 апреля 2021 года исковые требования Подымовой И.А. и Подымова Д.В. удовлетворены. Суд признал незаконным приказ Департамента молодежной политики Оренбургской области от 9 февраля 2021 года N 23-ОД "О внесении изменений в приказ Департамента молодежной политики Оренбургской области от 27.11.2020 N 258-ОД", которым молодая семья Подымова Дмитрия Васильевича исключена из списка претендентов на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" в 2021 году, и возложил обязанность на Департамент молодежной политики Оренбургской области устранить нарушение прав семьи Подымова Д.В. путем издания приказа о включении данной семьи в список претендентов на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" в 2021 году. Этим же решением суд признал незаконными действия администрации МО Пономаревский район Оренбургской области об отказе в выдаче молодой семье Подымова Д.В. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" в 2021 году и исключении их из списка претендентов на получение данной социальной выплаты и возложил обязанность на администрацию МО Пономаревский район Оренбургской области поставить молодую семью Подымова Д.В. на учет для получения социальной выплаты и выдать данной семье свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" в 2021 году.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако указанных нарушений судом первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 22 октября 2012 года N 792-п молодая семья Подымова Д.В. была принята на учет по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области 2011-2015 г.г.".
5 декабря 2018 года на основании договора купли-продажи семья Подымова Д.В. с использованием кредитных денежных средств приобрела в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес". Право собственности на данный объект зарегистрировано за супругой Подымовой И.А, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 декабря 2018 года.
В соответствии с кредитным договором N, заключенным 5 декабря 2018 года между кредитором ПАО "Сбербанк" и созаемщиками Подымовой И.А, Подымовым Д.В, Колесниковой О.В, Мурзиным А.Е. последним предоставлен кредит на "приобретение готового жилья" по программе "ипотека плюс материнский капитал" в сумме 2 230 000 руб. сроком на 240 месяцев, под 9, 30% годовых, для приобретения квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Как указывает в своем отзыве на иск администрация МО Пономаревский район Оренбургской области, в 2020 году семья Подымова Д.В. прошла перерегистрацию, Подымовым Д.В. было подано заявление на выдачу социальной выплаты в 2021 году на погашение задолженности по кредиту на приобретение жилого помещения.
Приказом Департамента молодежной политики Оренбургской области от 27 ноября 2020 года N 258-од молодая семья Подымова Д.В. и Подымовой И.А. включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2021 году.
Однако в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты истцам было отказано.
В письме от 4 февраля 2021 года N 01-16/352 администрация МО Пономаревский район Оренбургской области сообщила Подымову Д.В, что его семье будет отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" в 2021 году и семья будет исключена из списка претендентов в связи с тем, что созаемщиками по кредитному договору N от 5 декабря 2018 года, заключенному между ПАО "Сбербанк" и Подымовым Д.В, являются лица, не являющиеся членами молодой семьи (Колесникова О.В, Мурзин А.Е.).
Приказом Департамента молодежной политики Оренбургской области от 9 февраля 2021 года N 23-ОД "О внесении изменений в приказ Департамента молодежной политики Оренбургской области от 27 ноября 2020 года N 258-ОД" семья Подымова Д.В. исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по подпрограмме "Обеспечением жильем молодых семей в Оренбургской области" в 2021 году.
Суды, руководствуясь п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, которым утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением N, подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2018 года N 834-пп, Правилами постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области" (постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N 286-п), разрешая спор и удовлетворяя заявленные Подымовой И.А. и Подымовым Д.В. исковые требования, обоснованно исходили из того, что на момент принятия муниципальным органом решения о включении Подымова Д.В. и членов его семьи в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды указали обоснованно, что Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в случае участия в качестве созаемщиков в кредитном договоре на приобретение жилья иных лиц, не являющихся членами молодой семьи, поэтому что право истцов, как участников подпрограммы "Обеспечением жильем молодых семей в Оренбургской области", на получение социальной выплаты не может быть поставлено в зависимость от позиции стороны ответчиков о невозможности по формальным условиям направления средств социальной выплаты на погашение задолженности по кредитному договору на приобретение жилья.
Исходя из целей и задач федеральной и региональной подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово- экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
Вышеприведенные Правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области", утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N 286-п, не содержат возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а также из списка претендентов на получение социальной выплаты в конкретном году в случае участия в качестве созаемщиков в кредитном договоре на приобретение жилого помещения для молодой семьи иных лиц, не являющихся членами молодой семьи.
В связи с чем доводы жалоб Департамента молодежной политики Оренбургской области и Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации об обратном, о наличии оснований для исключения молодой семьи Подымова Д.В. из числа списка претендентов на получение социальной выплаты в 2021 и для отказа в выдаче свидетельства, удостоверяющего право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет бюджетных средств, ввиду заключения кредитного договора N от 5 декабря 2018 года, в том числе и с созаемщиками, не являющимися членами молодой семьи Подымовых со ссылкой на пп. "в" п. 6 вышеприведенных федеральных Правил, правомерно были отклонены судом апелляционной инстанции, как основанными на ином, ошибочном толковании правовых норм.
Доводы кассационных жалоб фактически повторяют позицию заявителей в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка в решении суда и апелляционном определении суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 13 августа 2021 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента молодежной политики Оренбургской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Матвеева Л.Н.
Судьи Подгорнова О.С.
Гаиткулова Ф.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.