Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Серебряковой О.И, судей Ромасловской И.М, Романова М.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июня 2021 года по гражданскому делу N2-98/2021 по иску Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" о возложении обязанности обустройства участка автомобильной дороги тротуарами, заслушав доклад судьи Ромасловской И.М, пояснения представителя ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Хлебниковой Е.В, полагавшей, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Бавлинский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Волго-Вятскуправтодор"), в котором, с учетом изменений в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федераии, просил возложить на ответчика обязанность обустроить тротуары на участке автодороги "Казань-Оренбург-Акбулак-граница с Республикой Казахстан" с 365 км по 367 км проходящей по территории с.Исергапово Бавлинского района Республики Татарстан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что ответчик является собственником автомобильной дороги Р-239 "Казань-Оренбург-Акбулак-граница с Республикой Казахстан", участок которой с 365 км по 367 км проходит через населенный пункт с.Исергапово Бавлинского района Республики Татарстан, при этом на указанном участке автодороги в нарушение требований действующих Федеральных законов и государственных стандартов не оборудованы тротуары, что создает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.
Решением Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 26.01.2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10.06.2021 года, исковое заявление Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" о возложении обязанности обустройства участка автомобильной дороги тротуарами удовлетворено.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" обязано обустроить тротуарами участок автомобильной дороги "Казань-Оренбург-Акбулак-Граница с Республикой Казахстан" с 365 км по 367 км расположенный в пределах территории с.Исергапово Бавлинского района Республики Татарстан в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом установлено, что автомобильная дорога Р-239 "Казань-Оренбург-Акбулак-граница с Республикой Казахстан" протяженностью 310617 м с 88+800 км по 399+065 км принадлежит на праве оперативного управления ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства".
Из материалов дела следует, что участок автодороги Р-239 "Казань-Оренбург-Акбулак-граница с Республикой Казахстан" с 365 км по 367 км проходит по ул.Советская с.Исергапово Бавлинского района Республики Татарстан, на котором отсутствуют тротуары, оборудованные в соответствии с ГОСТ Р 52266-2007, что ответчиком не оспаривается и достоверно подтверждается проектом организации дорожного движения, а также фотоснимками.
По данному факту органы местного самоуправления неоднократно обращались к ответчику с требованиями привести состояние спорного участка автомобильной автодороги в надлежащее состояние и оборудовать его тротуарами, которые ответчиком оставлены без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями ст.12, п.1 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.ст.1, 3, п.1 ст.15, п.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что что ответчик, являясь владельцем автодороги Р-239 "Казань-Оренбург-Акбулак-граница с Республикой Казахстан", участок которой с 365 км по 367 км проходит через с.Исергапово Бавлинского района Республики Татарстан не обеспечивает содержание указанного участка автодороги в надлежащем техническом состоянии, поскольку на данном участке автодороги отсутствуют тротуары, что создает угрозу жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних детей и существенным образом затрагивает права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее:
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Закона об автомобильных дорогах).
На основании п.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (п.4 названной статьи Закона).
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года N402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние (п.2.1 Классификации).
Устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями относится к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории (ч.в подп.4 п.4 раздела II Классификатора).
В соответствии с Приложением N4 к Правилам расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального бюджета нормативный межремонтный срок по капитальному ремонту автомобильной дороги категории I, II, III, IV составляет 24 года, V - 10 лет.
Исходя из вышеизложенного, судам следовало установить, как обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, разрешен на стадии проектирования или нет вопрос о возможности обустроить тротуар; имеется или нет проект капитального ремонта в отношении спорного участка автомобильной дороги; объем работ, проведение которых необходимо в целях приведения несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик спорного участка автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Кроме того, ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 года N14-П "По делу о проверке конституционности положений ст.31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и ст.12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" будучи основными транспортными артериями страны, автомобильные дороги общего пользования федерального значения предназначены для перевозок грузов по всей территории России и за ее пределы, что предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за их состояние. Соответственно, дорожная деятельность в отношении этих автомобильных дорог, под которой указанный выше Федеральный закон понимает деятельность по их проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию, осуществляется в первую очередь за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.1 ст.32 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования Федерального значения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 года N928, включена трасса Р-239 "Казань-Оренбург-Акбулак-граница с Республикой Казахстан", которая находится в собственности Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.2 указанной выше статьи в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.
В соответствии с положениями п.п.2, 3 ст.13, ст.210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению; неисполнение судебного постановления влечет за собой предусмотренную федеральным законом ответственность; решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Между тем, суд разрешая заявленные требования, в нарушение указанных выше правовых норм, не привлек к участию в деле собственника автодороги и не определилпорядок финансирования ремонта автодороги, который был возложен на ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства".
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены судебных постановлений и нового рассмотрения дела, и считает нужным отменить состоявшиеся по делу судебные постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июня 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Бавлинский городской суд Республики Татарстан.
Председательствующий О.И. Серебрякова
Судьи И.М. Ромасловская
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.