Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Федотовой Е.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Газизовой Ю.Ф. на решение Красноярского районного суда Самарской области от 08 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июля 2021 года по гражданскому делу N 2-509/2021 по иску Министерства здравоохранения Самарской области к Газизовой Ю.Ф. о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Газизовой Ю.Ф. Свищева Д.А, действующего на основании доверенности от 29 апреля 2021 года, представителя Министерства здравоохранения Самарской области Кодоркиной О.В, действующей на основании доверенности от 23 ноября 2020 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в суд с иском к Газизовой Ю.Ф. о взыскании единовременной компенсационной выплаты. В обоснование заявленных требований указало, что согласно трудовому договору с ГБУЗ СО "Исаклинская ЦРБ" от 3 августа 2015 года Газизова Ю.Ф. была принята на должность врача-дерматовенеролога, на неопределенный срок. 14 октября 2015 года между Министерством здравоохранения Самарской области и Газизовой Ю.Ф. был заключен договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей, медицинским работникам в возрасте до 45 лет, прибывшим в 2015 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. Данное обязательство Министерством здравоохранения Самарской области было исполнено.
Пунктом 2.2 договора было предусмотрено обязательство
Газизовой Ю.Ф. отработать в течение пяти лет с даты заключения настоящего договора на условиях, указанных в пункте 3.3.1 договора.
Однако данное обязательство ответчиком не исполнено. За время работы в ГБУЗ СО "Исаклинская ЦРБ" ответчик отработал на условиях продолжительности рабочего времени 187 календарных дней. Остальные 1640 календарных дней ответчиком не отработаны, поскольку согласно пункту 3.3.1 договора на выплату отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком не засчитывается в период работы.
Таким образом, трудовой договор с учреждением ответчиком расторгнут 05 августа 2019 года - до истечения 5-ти летнего срока отработки.
На основании пункта 3.3.2 Договора на выплату в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока
(за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктом 1, 2 части 1
статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) ответчик обязан возвратить в областной бюджет часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду, а также выплатить штраф, предусмотренный пунктом 4.2 Договора на выплату, в размере 0, 1% от части компенсационной выплаты, подлежащей возврату.
В адрес ответчика истец направил требование от 04 июня 2020 года N о необходимости возврата части компенсационной выплаты, рассчитанной согласно договору на выплату, в размере 897646, 41 рублей и штрафа в размере 897, 65 рублей, а также реквизиты для возврата средств.
Однако до настоящего времени ответчиком в досудебном порядке указанная сумма не возвращена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчика в пользу Министерства здравоохранения Самарской области сумму единовременной компенсационной выплаты в размере
897646, 41 рублей, процентов за пользовании чужими денежными средствами на дату вынесения решения суда. На день подачи иска размер процентов за пользование чужими денежными средствами составил 22921, 56 рублей, суммы штрафа по договору на выплату в размере 897, 65 рублей.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от
08 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июля 2021 года, взыскали с Газизовой Ю.Ф. в пользу Министерства здравоохранения Самарской области сумму единовременной компенсационной выплаты в размере
897646, 41 рублей, сумму штрафа в размере 897, 65 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 08 апреля
2021 года в размере 30244, 15 рублей. Взыскали с Газизовой Ю.Ф. в доход соответствующего бюджета госпошлину в размере 12487, 88 рублей.
В кассационной жалобе Газизова Ю.Ф. просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Самарской области просит состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Газизовой Ю.Ф. Свищева Д.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства здравоохранения Самарской области Кодоркиной О.В, просившей решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31 августа
2015 года Газизова Ю.Ф. на основании трудового договора N была принята на работу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Исаклинская центральная районная больница" на должность врача-дерматовенеролога.
14 октября 2015 года между Министерством здравоохранения Самарской области и Газизовой Ю.Ф заключен договор N о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 45 лет, имеющему высшее образование, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшему на работу в сельский населенный пункт либо рабочий посёлок или переехавшему на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта.
Предметом настоящего договора является предоставление в 2015 году единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета медицинскому работнику в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в размере, предусмотренном
пунктом 2.1 настоящего договора.
Согласно пункту 2.1 договора размер субсидии из средств областного бюджета составляет 1000000 рублей, которые перечисляются в соответствии с пунктом 3.1.1 договора в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора.
Согласно пункту 3.3.1 договора Газизова Ю.Ф. обязалась работать в учреждении в течение пяти лет с даты заключения договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором. Нахождение специалиста в отпуске без сохранения заработной платы за исключением случаев перечисленных в статье 128 Трудового кодекса Российской Федерации, в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком не засчитывается в период работы, установленный в пункте 2.2. договора.
Как следует из материалов дела, за период работы Газизовой Ю.Ф. предоставлялись следующие отпуска: отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней с 29 февраля 2016 года по 17 июля 2016 года, отпуск по уходу за ребенком с 18 июля 2016 года по 16 мая 2019 года. Также Газизовой Ю.Ф. были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы: с 02 сентября 2015 года по 04 сентября 2015 года, с 25 сентября
2015 года по 02 октября 2015 года, с 09 октября 2015 года по 16 октября
2015 года, с 23 ноября 2015 года по 24 ноября 2015 года, с 17 мая 2019 года по 31 мая 2019 года, с 16 июля 2019 года по 19 июля 2019 года.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что Газизова Ю.Ф, не отработав в течение пяти лет по основному месту работы по указанному договору, была уволена с работы на основании пункта 3
части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по собственному желанию, согласно приказу об увольнении от 31 августа
2015 года N.
Направленное 04 июня 2020 года N в адрес ответчика требование о возврате части компенсационной выплаты не исполнено.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил представленный истцом расчет суммы компенсационной выплаты, подлежащей возврату медицинским работником Газизовой Ю.Ф, и составляющей за
1640 неотработанных дней в размере 897646, 41 рублей, признал его правильным и взыскал с ответчика в пользу истца указанную сумму.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. При этом указал, что ответчик не выполнила обязательство по отработке в учреждении здравоохранения в течение 5 лет, предусмотренное заключенным между ней и истцом договором от 14 октября
2015 года, в связи с чем с нее подлежит взысканию сумма компенсационной выплаты за неотработанные дни в размере 897646, 41 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, считает, что доводы кассационной жалобы Газизовой Ю.Ф. заслуживают внимания.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября
2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября
2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
В соответствии с пунктом 3 части 12.2 статьи 51 вышеназванного Закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока
(за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (статья 12.2).
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 1868-0, от 27 октября 2015 года N 2483-0).
Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты определен постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 674 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области на
2014-2023 годы".
Согласно Приложению 7 к Подпрограмме "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Самарской области" на 2014 - 2023 годы предоставление компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей осуществляется министерством здравоохранения Самарской области в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, определенного в установленном порядке на 2015 год министерству как главному распорядителю средств областного бюджета (пункт 2).
Обязательными условиями договора являются:
обязанность получателя работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным получателем с учреждением;
обязательство министерства предоставить получателю компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения договора с министерством;
возврат получателем в областной бюджет части компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному получателем периоду, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования министерства о возврате части компенсационной выплаты;
ответственность получателя за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с министерством, в том числе по возврату компенсационной выплаты, в случаях, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта (пункт 6).
При этом судебная коллегия отмечает, что исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной ответчику на основании договора от 14 октября 2015 года, и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности
(за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно условий договора Газизова Ю.Ф. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет.
Из анализа норм законодательства, регулирующего данные правоотношения, видно, что не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единой компенсационной выплаты в размере
1000000 рублей, на период нахождения истца в декретном отпуске, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
Однако судами первой и апелляционной инстанций неверно применены к спорным отношениям нормативные положения Трудового кодекса Российской Федерации, в результате чего при рассмотрении дела ими неправильно определена правовая природа заключенного 14 октября 2015 года между Министерством здравоохранения Самарской области и Газизовой Ю.Ф. договора, следовательно, вывод судебных инстанций о том, что положения Трудового кодекса Российской Федерации не влияют на гражданско-правовые обязательства ответчика по договору, является неправомерным.
Приведенные обстоятельства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о формальном подходе судебных инстанций к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с предоставлением гражданину мер социальной поддержки, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, и права
Газизовой Ю.Ф. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта и гражданских и политических правах, а также частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм права, повлиявшие на исход дела согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены, это нарушение норм материального и процессуального права может быть исправлено только посредством отмены апелляционного определения.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07 июля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Самарский областной суд.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Е.В.Федотова
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.