Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Улановой Е.С, Петровой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу Салехова Шамиля Зубаировича на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-63/2021 по иску Салехова Шамиля Зубаировича к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Салехов Шамиль Зубаирович обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-У правление пенсионного фонда РФ в г..о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы, мотивируя свои требования тем, что Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г..о.Чапаевск (межрайонное) N N от 19 июня 2020 года, изменённым Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г..о.Новокуйбышевск (межрайонное) N N от 24 ноября 2020 года ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периода военной службы с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года из-за отсутствия документального подтверждения прохождения им в указанный период военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным. В соответствии с положениями действующего постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N181 военная служба в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях может быть включена в требуемый стаж работы, если перерыв между увольнением со службы и последующей работой в той же местности составляет не более трёх месяцев.
Пенсионным органом факт прохождения им военной службы в спорные периоды и последующей работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не оспаривается. В назначении положенной в силу закона досрочной страховой пенсии по старости ему изначально отказано по формальным основаниям со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего факт прохождения военной службы, который ответчиком неистребовался, а в последующем по надуманным основаниям в связи с отсутствием у него пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера. С учетом уточнения исковых требований просил признать решение ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в г..о.Чапаевск (межрайонное) от 19 июня 2020 года N N и Решение ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г..о.Новокуйбышевск (межрайонное) от 24 ноября 2020 года N N незаконным, обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г..о. Новокуйбышевск (межрайонное) включить в его стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды военной службы в Советской армии с 8 мая 1982 года по 13 мая 1983 года, выплатить ему досрочно страховую пенсию по старости с 19 апреля 2020 года.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 12 марта 2021 года исковые требования Салехова Шамиля Зубаировича к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 июня 2021 года решение Чапаевского городского суда Самарской области от 12 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Салеховым Ш.З, ставится вопрос об отмене судебных актов и вынесении решения об удовлетворении требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, в период с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года Салехов Ш.З. проходил службу в Советской армии в войсковой части 03104, которая в 1992-1996 годы дислоцировалась в г. Южно-Сахалинск, 7.
19 марта 2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Чапаевск Самарской области (межрайонное) от 19 июня 2020 года N N Салехову Ш.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за не достижения возраста выхода на пенсию. Документально подтвержденный специальный стаж Салехова Ш.З. (работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) на дату обращения за назначением пенсии составляет 10 лет 6 месяцев 29 дней (переводом в РКС 7 лет 11 месяцев 6 дней).
С учётом приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 годаN400-ФЗ "О страховых пенсиях", п.3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ может быть назначена истцу не ранее достижения возраста 59 лет 2 месяцев, то есть не ранее 19 декабря 2021 года.
В специальный стаж истца не включен период прохождения военной службы с 8 мая 1981 года по 13 мая 1983 года.
Разрешая требования и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия оснований для включения периода службы истца в рядах Советской армии в специальный стаж, поскольку действующим законодательством возможность такого зачета не предусмотрена в настоящее время и не была предусмотрена в период прохождения истцом военной службы.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 8, 32, 33, 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ, разъяснениям данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О и др.).
Право на зачет времени действительной срочной военной службы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и которыми, как указано выше, включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не предусмотрено.
Ныне действующий с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Таким образом, оснований для включения спорного периода прохождения истцом военной службы в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у судов первой и апелляционной инстанций не имелось, следовательно, обоснованно отклонены и требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости со снижением возраста по основанию, предусмотренному указанной нормой закона.
Приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении ответчиком норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чапаевского городского суда Самарской области от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Салехова Шамиля Зубаировича без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.С. Уланова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.