Дело N 88-24686/2021
02 декабря 2021 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бросовой Н.В, рассмотрев единолично кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на апелляционное определение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года по гражданскому делу N2-1231/2021 по иску Кандановой Серафимы Айдимировны к Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о возмещении стоимости проезда,
УСТАНОВИЛ:
Канданова С.А, действующая в интересах ребенка-инвалида ФИО1, обратилась к мировому судье с исковым заявлением к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 14 869, 20 рублей, указав, что 07 октября 2020 года истца пригласили в "данные изъяты" с целью получения направления на восстановительное лечение в "данные изъяты" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 08 октября 2020 года посредством услуг железнодорожного сообщения (поездом), оплатив стоимость железнодорожных билетов в размере 4 906 рублей ? стоимость билета на поезд на имя Кандановой С.А. и 2 528 рублей - стоимость билета на поезд на имя ФИО1, направились из "адрес" в "адрес". Аналогичные расходы были произведены и по возвращению обратно 10 октября 2020 года находились на лечении в вышеуказанном санатории, что подтверждается выписным эпикризом. 25 октября 2020 года были выписаны.
Решением Мирового судьи судебного участка N8 по Кировскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года в исковых требованиях Кандановой Серафимы Айдимировны к Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о возмещении стоимости проезда, отказано.
Апелляционным определением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года решение мирового судьи судебного участка N N8 по Кировскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года отменено и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Государственным учреждением - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела допущено не было.
Как установлено мировым судьей, Канданова С.А. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка-инвалида.
В период с 10 октября 2020 года по 25 октября 2020 года ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с сопровождающим лицом Кандановой С.А. находилась на санаторно-курортном лечении в "данные изъяты"
Для проезда к месту отдыха и обратно Кандановой С.А. были приобретены билеты на поезд сообщением "адрес" и обратно, обшей стоимостью 14 869, 20 руб. 10 ноября 2020 года.
Канданова С.А. обратилась с заявлением к ответчику об оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно.
24 ноября 2020 года Кандановой С.А. было отказано в оплате проезда в связи с тем, что компенсация за самостоятельно приобретенные проездные документы к месту санаторно-курортного лечения и обратно законом не предусмотрена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрено возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что из пояснений истца усматривается, что она не была уведомлена о процедуре получения проездных документов для следования к месту лечения и обратно.
В связи с неисполнением ответчиком порядка оказания государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда в территориальных органах Фонда, ребенок-инвалид был лишен возможности реализовать предоставленное ему Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно для него и сопровождающего лица.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец была вынуждена приобрести проездные документы для следования к месту лечения и обратно за счет собственных средств, которые подлежат возмещению в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки.
Так же судом апелляционной инстанции указано, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. При этом перечень оснований к отказу в предоставлении бесплатного проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В числе этих оснований отсутствие финансирования, незаключение государственного контракта с авиаперевозчиком не поименованы. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки (на дату возникновения спорных отношений (15 августа 2018 года) - не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, подтверждающих право ребенка-инвалида на получение государственной услуги бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, то потраченные им средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено. При этом отсутствие заключенных государственных контрактов между территориальным отделением Фонда социального страхования и авиакомпаниями-перевозчиками при предоставлении детям-инвалидам и сопровождающим их лицам бесплатного проезда к месту лечения и обратно не может повлиять на реализацию гарантированного законом права ребенка- инвалида и сопровождающего его лица на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными, основаны на исследованных доказательствах, которым дана оценка в их совокупности.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (п. 9 ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого Федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (действующий на момент правоотношений) от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу п. 3 Правил их действие в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности.
Из вышеизложенного следует, что правом на получение социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют, в том числе дети-инвалиды и лица, сопровождающие детей-инвалидов при непосредственном сопровождении ребенка-инвалида.
На основании пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является возмещение убытков.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные отношения, Шестой кассационный суд находит правильными выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что расходы на проезд к месту лечения и обратно осуществляются в рамках контракта и оплачиваются непосредственно транспортным организациям, отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлено неисполнение ответчиком порядка оказания государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда в территориальных органах Фонда, ребенок-инвалид был лишен возможности реализовать предоставленное ему Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно для него и сопровождающего лица, истец была вынуждена приобрести проездные документы для следования к месту лечения и обратно за счет собственных средств, следовательно правомерно пришел к выводу, что они подлежат возмещению в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких данных суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе подлежит отмене приостановление исполнения апелляционного определения, принятое определением от 27 октября 2021 года.
Руководствуясь частью 10 статьи 379.5, статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 сентября 2021 года, принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2021 года.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Н.В Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.