Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.
судей Тураевой Т.Е, Петровой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 на решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 03 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 01 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-669/2021 по иску ФИО1, действующего в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО2, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ ФГАУ "Росжилкомплекс", Территориальному отделу "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" о признании права на обеспечение жилым помещением, признании решения незаконным, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Юсова В.В, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1, действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО2, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 21208, выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года 3 месяца, в настоящее время уволен и исключен из списков личного состава части в связи с организационно-штатными мероприятиями. В 2018 году он, имея выслугу лет в календарном исчислении 20 лет, был обеспечен составом семьи на 2 человека (ФИО1 и дочь ФИО4) постоянным жилым помещением общей площадью 49, 5 кв.м, расположенным по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ г. у ФИО1 и ФИО2 родился сын ФИО3 В 2019 году ФИО1 и ФИО2 заключили брак. 21.04.2020 г. истцом принадлежащая ему 1/2 доля в праве общей долевой собственности была отчуждена, а в июне 2020 г. он обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в постоянных жилых помещениях в избранном месте жительства г. Иркутск, в котором учетная норма составляет 15 кв.м, на человека.
Решением начальника 1 отдела "г. Самара" ФГКУ "Центррегионжилье" N 08-01/43 от 22.06.2020г. ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учете нуждающихся, поскольку ранее ФИО1 избрано место жительства г. Сочи, в котором он был обеспечен жилым помещением на состав семьи 2 человека и более не имеет права на изменение города места проживания.
Полагая указанное решение необоснованным, а свои права нарушенными, истцы просили суд признать за ними право на обеспечение постоянным жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ, признать незаконным решение начальника 1 отдела "г. Самара" ФГКУ "Центррегионжилье" N 08-01/43 от 22.06.2020г. с возложением обязанности по вынесению решения о принятии истцов на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях с 22.06.2020г.
Решением Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 03 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 01 сентября 2021 г. в удовлетворении заявленных требований ФИО1, действующему в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО2, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ФИО3 отказано.
В кассационной жалобе заявители, ссылаясь на незаконность и ошибочность выводов судов, просят решение Самарского районного суда г. Самары от 03 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 01.09.2021г. отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ФИО1, ФИО2, Территориальный отдел "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ ФГАУ "Росжилкомплекс" надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 21208, выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года 3 месяца, в настоящее время уволен и исключен из списков личного состава части в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В 2018 году ФИО1 имея выслугу лет в календарном исчислении 20 лет, был обеспечен составом семьи на 2 человека (ФИО1 и дочь ФИО4) постоянным жилым помещением общей площадью 49, 5 кв.м, расположенным по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ у истцов родился ребенок ФИО3, в 2019 г. между ФИО1 и ФИО2 был заключен брак.
21.04.2020 г. истцом принадлежащая ему 1/2 доля в праве общей долевой собственности быта отчуждена.
В июне 2020 г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях в избранном месте жительства г. Иркутск, в котором учетная норма составляет 15 кв.м. на человека.
Решением начальника 1 отдела "г.Самара" ФГКУ "Центррегионжилье" N 08-01/43 от 22.06.2020г. ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся на основании положений п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учете нуждающихся, поскольку ранее ФИО1 избрано место жительства г. Сочи, в котором он был обеспечен жилым помещением на состав семьи 2 человека. Обеспеченность ФИО1 общей площадью жилого помещения по избранному месту жительства г. Сочи составляет 49, 5/4=12, 375 кв.м, на 1 человека, что превышает учетную норму в г. Сочи, установленную Решением городского Собрания Сочи от 24.06.2010г. N 51 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде г. Сочи" (10 кв.м.), таким образом ФИО1 не имеет права на постановку на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством, для их удовлетворения.
При этом, суд указал, что действующим законодательством право выбора избранного места жительства с целью обеспечения жилым помещением, военнослужащему предоставляется один раз и ФИО1 в полной мере была реализована социальная гарантия в виде обеспечения военнослужащего жилым помещением путем предоставления ему государством жилого помещения в избранном им месте жительства - г. Сочи и именно в связи с реализацией данной гарантии ФИО1 и был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях как лицо, обеспеченное жильем за счет федерального бюджета.
Обращаясь с заявлением к ответчику об изменении ранее избранного места жительства, истец ФИО1 фактически ставит вопрос о повторном предоставлении ему жилья в произвольно выбранном им населенном пункте, в котором учетная норма жилого помещения позволяет ему ставить вопрос о нуждаемости в жилых помещениях, о чем свидетельствуют, в том числе, заявленные в настоящее время в иске требования о признании за истцом ФИО1 и членами его семьи права на обеспечение постоянным жилым помещением за счет средств МО РФ.
Между тем, ФИО1 в настоящее время военнослужащим не является, жилым помещением по линии Министерства обороны РФ был обеспечен в полном объеме, в связи с чем, действия истца, по мнению суда, направлены на необоснованное повторное обеспечение жилым помещением без предусмотренных к тому законом оснований, что свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На основании абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона 27.05.1998 N 76-ФЗ военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из абзаца 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 17 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Пунктом 19 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В абзаце 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.
Из вышеприведённых норм и разъяснений, содержащихся постановлении Пленума Верховного Суда РФ следует, что военнослужащий- гражданин по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более и признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, вправе получить в собственность жилое помещение с учётом членов семьи по нормам, установленным в статье 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76 по выбранному месту жительства один раз. При этом он вправе изменить ранее избранное место жительства с предоставлением ему жилищной субсидии, но до получения жилого помещения.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним членами семьи станет меньше учетной нормы. К военнослужащим применяются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы заявителя о том, что он имеет право на улучшение жилищных условий, не влекут отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку данный довод судами предыдущих инстанций был проверен и установлено, что площадь, предоставленного истцу жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи военнослужащего превышает учётную норму жилья в г. Сочи.
Доводы истца со ссылкой на пункт 19 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ о том, что он имеет право изменить выбранное место жительства, также не может быть основанием для отмены судебных постановлений, так как ФИО1 до получения жилого помещения не отказался от предложенного жилого помещения, которое расположено по ранее избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах также не может являться основанием для отмены решения и апелляционного определения довод жалобы о том, что по учётным нормам г. Иркутска он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Иные доводы жалобы выводов судов не опровергают и подлежат отклонению судебной коллегией как необоснованные.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 03 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 01 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.