Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н, судей Николаева И.В, Назейкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2021 г. по гражданскому делу N 2-742/2021 по иску администрации г. Орска к Швейкиной Галине Евгеньевне, Швейкиной Елене Александровне, Швейкиной Арине Евгеньевне, Швейкиной Снежане Евгеньевне о выселении с предоставлением жилого помещения маневренного фонда.
Заслушав доклад судьи Матвеевой Л.Н, пояснения прокурора Гуляевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 13 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2021 г... исковые требования администрации г. Орска Оренбургской области удовлетворены, суд выселил Швейкину Г.Е, Швейкину Е.А, Швейкину А.Е, Швейкину С.Е. из вышеуказанного аварийного жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Орск, ул. Гайское шоссе, дом N 14, во временное жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орск" по договору найма жилого помещения маневренного фонда в жилое помещение N 2 квартиры N 76 в доме N 130А по улице Короленко в городе Орске общей площадью 27, 8 кв.м, в том числе, жилой площадью 27, 8 кв.м, до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений, указывается на нарушение судами норм материального и процессуального права при их вынесении.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы кассационного представления.
Иные лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, собственниками "адрес" по адресу: "адрес", ул. "адрес", являются Швейкина Е.А, а также несовершеннолетние Швейкина А.Е, Швейкина С.А, по 1/3 доли каждый.
В квартире также зарегистрирована Швейкина Г.Е, приходящаяся свекровью Швейкиной Е.А.
Ответчик Швейкина Е.А. является матерью несовершеннолетних Швейкиной А.Е, 9 августа 2016 года рождения, Швейкиной С.Е, 11 ноября 2013 года рождения.
Из справки от 30 ноября 2020 года, выданной АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", следует, что проведен технический учет и техническая инвентаризация многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес". Данный "адрес" года постройки, износ дома - 70%. При этом износ фундамента более 65%, имеются массовые прогрессирующие сквозные трещины, состояние фундамента - ветхое; износ стен более 50 %, имеются также сквозные трещины, ослабление и частичное разрушение кладки, состояние стен неудовлетворительное.
Согласно заключению межведомственной комиссии (назначенной постановлением администрации г Орска N 2641-п от 5 мая 2012 года) от 28 декабря 2020 г. N 10, жилой двухэтажный 12-ти квартирный дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома, жилым домом и жилого дома садовым домом".
Заключением МУП "Орскстройремзаказчик" N от 16 января 2021 о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций двухэтажного многоквартирного жилого дома (литер А), расположенного по адресу: "адрес" установлено, что нормальная эксплуатация здания невозможна ввиду критического состояния конструкций. В здании многоквартирного жилого дома увеличивается раскрытие трещин и образование новых на фундаментах и стенах здания, что свидетельствует о дальнейшем проседании постройки и неравномерном ее усаживании, степень разрушения фундамента и стен в доме в районе первого и второго подъезда оценивается как недопустимая. Здание жилого дома находится в аварийном состоянии, вероятность внезапного разрушения конструкций увеличивается.
Постановлением администрации г. Орска Оренбургской области N26-н от 18 января 2021 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Орска Оренбургской области N 46-п от 21 января 2021 года территория в границах здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", и его придомовая территория объявлены зоной чрезвычайной ситуации локального характера. Согласно пункту 9 данного постановления для оперативного решения вопросов по ликвидации чрезвычайной ситуации рабочей группе рекомендовано уведомить под роспись собственников жилых помещений указанного многоквартирного жилого дома о необходимости временного отселения в связи с угрозой жизни и здоровью, и предложении места временного размещения (муниципального жилого помещения) при отсутствии возможности самостоятельного размещения в иных жилых помещениях.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Орска "О ситуации с жилым многоквартирным домом по адресу в г. Орске по ул. Гайское шоссе, 14" принято решение от 20 января 2021 года: на основании ст. 1 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" о признании обстановки на здании многоквартирного дома соответствующей чрезвычайной ситуации локального характера, которая может повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери. В связи с этим для оперативного решения вопросов по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации рекомендовано: рабочей группе уведомить собственников жилых помещений жилого дома под роспись о необходимости временного отселения в связи с угрозой жизни и здоровью и предложении места временного размещения (муниципального жилого помещения) при отсутствии возможности самостоятельного размещения в иных жилых помещениях (у родственников и т.д.); управлению жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации города оказать собственникам необходимое содействие в организации переезда; управлению по делам ГО, ПБ и ЧС администрации города при необходимости организовать мероприятия по временному размещению жильцов дома в пункте длительного проживания до принятия решения о дальнейших действиях; межмуниципальному управлению МВД России "Орское" обеспечить охрану имущества жильцов.
Согласно акту от 21 января 2021 года об уведомлении жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", о необходимости временного отселения и предложении места временного размещения (муниципального маневренного жилищного фонда) ответчики согласились временно переселиться в жилое помещение муниципального маневренного жилищного фонда.
Однако впоследствии ответчики добровольно из занимаемой квартиры не выехали.
Разрешая спор и удовлетворяя требования администрации г. Орска, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанный жилой дом межведомственной комиссией был признан аварийным, подлежащим сносу, однако ответчики при существующей реальной угрозе обрушения здания отказываются от переселения в предложенное им иное жилое помещение, переселение ответчиков в маневренный фонд до предоставления жилого помещения в порядке, предусмотренном жилищным законодательством отвечает требованиям добросовестности, разумности и справедливости и не нарушает гарантированные жилищные права ответчиков, так как является вынужденной, временной мерой с целью избежания трагических последствий - человеческих жертв. Право на жизнь и здоровье могут быть обеспечены путем его временного переселения в иное жилое помещение (в том числе маневренного фонда), не грозящее обрушением.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами, ссылаясь на ст. 32, ст. 85, ст. 92, ст. 95, ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещении, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, пп. "б" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, указал, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что в настоящее время имеется реальная угроза обрушения здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", ввиду значительного износа, наличия сквозных трещин в его фундаменте и стенах.
В связи с этим, вышеуказанным постановлением администрации г. Орска Оренбургской области N 46-п от 21 января 2021 года, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", введен режим чрезвычайной ситуации локального характера в границах территории здания многоквартирного жилого дома и его придомовой территории.
Введение режима чрезвычайной ситуации направлено на исключение угрозы жизни и здоровья, в том числе собственников жилых помещении.
В связи с этим существует угроза и для граждан, являющихся сособственниками и проживающих в квартире N 6 указанного дома. Однако, поскольку добровольно отселиться из аварийного жилого помещения ответчики отказываются, орган местного самоуправления с целью недопущения причинения вреда их жизни и здоровью в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (разрушение жилого дома) ввиду аварийного состояния дома, предоставил ответчикам для проживания жилое помещение маневренного фонда, которое соответствует требованиям ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указал, поскольку многоквартирный дом грозит обрушением, временное переселение собственников аварийного жилого помещения и проживающих в нем граждан в муниципальный маневренный жилищный фонд, предназначенный для этих целей (п. 3.1 ст. 95, п. 3.1 ч. 2 ст. 106 Жилищного кодекса Российской Федерации), на период до завершения соответствующих расчетов (выплаты возмещения за жилое помещение) либо до предоставления другого жилого помещения (взамен изымаемого с согласия сособственников), является правомерным, так как переселение направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, которые не имеют другого жилого помещения для проживания.
Статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1).
Согласно части 2 статьи 56 этого же кодекса суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Однако судами данные требования выполнены не были, юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, судами не были определены, бремя их доказывания не распределено, не определен закон, подлежащий применению.
Из кассационного представления следует, что ответчики в спорном помещении не проживают, от жилого помещения маневренного фонда отказались в связи с наличием другого жилого помещения.
Однако суды не установили - проживают ли собственники с членами семьи в спорном жилом помещении, следует ли принимать решение именно о его выселении из спорного жилого помещения, нуждается ли он в предоставлении ему жилого помещения из маневренного фонда.
Кроме того, из существа принятого решения не ясно - принятое решение свидетельствует об изъятии у собственника принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения либо нет.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данный Обзор содержит также разъяснение, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
С этим связаны и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющие назначение, основания и порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые также не свидетельствуют о возможности принудительного переселения в такое жилое помещение граждан во всех случаях, когда находящееся в их собственности жилое помещение признано аварийным.
Так, согласно положениям ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей назначение жилых помещений маневренного фонда, такие помещения предназначены для временного проживания: 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Связанные с этим положения содержатся в статье 106 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей предоставление жилых помещений маневренного фонда, частью 2 которой предусмотрено, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период: до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.
По смыслу приведенных положений закона в их взаимосвязи, не исключается предоставление жилых помещений маневренного фонда, в том числе собственникам жилых помещений (пункты 2 - 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации), однако такое предоставление обусловливается принятием того или иного решения, влекущего изъятие имеющегося жилого помещения и необходимостью в связи с этим производства расчетов с гражданами либо необходимостью их обеспечения другими жилыми помещениями для постоянного проживания.
Вопрос о том, в течение какого срока должны быть произведены расчеты, судами не выяснялся, выводы относительно этого в судебных постановлениях отсутствуют. Также отсутствует указание на то, что договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период не более чем на два года.
С учетом этого, право ответчиков на жилище ограничено на неопределенный срок. Таким образом, удовлетворение иска может привести к нарушению права собственности, принадлежащего ответчику и гарантированного статьей 35 Конституции Российской Федерации, поскольку изъятие жилого помещения могло бы рассматриваться как временное только при его ограничении определенным сроком, а принцип уважения права собственности предполагает возможность его ограничения только на основании закона и в целях защиты конкретных общественно значимых интересов.
С учетом изложенного судебные постановления нельзя признать соответствующими нормам материального, а также процессуального права.
С учетом изложенного, следует решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотреть в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и рассмотреть данный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 13 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 3 августа 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотреть в суд первой инстанции.
Председательствующий Матвеева Л.Н.
Судьи Николаев И.В.
Назейкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.