Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Тураевой Т.Е, Кизирбозунц Т.Т, с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 июля 2021 г. по гражданскому делу N 2-1637/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о признании за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы и взыскании с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара задолженности по выплате пенсии по потере кормильца вследствие военной травмы за период с 01.06.2020г. по 31.12.2020г. в размере 29 432, 27 руб.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ФИО1 - Кузнецова А.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Пыленок М.А, возражавшей по доводам жалобы, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование исковых требований указала, что она является вдовой ФИО2, инвалида 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. Прожила с мужем в зарегистрированном браке, 21 год 10 месяцев 25 дней. При этом супруги вели совместное хозяйство. Она последние 15 лет совместной жизни с мужем находилась на его иждивении, в силу того, что получала от него существенную материальную помощь, которая являлась постоянным и основным источником для её существования. В апреле и мае 2020 года указанная материальная помощь мужа в 4 раза превышала ее личный ежемесячный доход, получаемый в порядке пенсионного обеспечения. ФИО2 как инвалид 2 группы вследствие военной травмы в связи с Чернобыльской катастрофой получал две пенсии: страховую пенсию по старости в размере 14 664, 44 рубля и государственную пенсию по инвалидности 2 группы в размере 14 015, 38 рублей. Также он получал ежемесячную денежную выплату в размере 2 782, 67 рубля как участник ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и ежемесячную денежную выплату в размере 2 782, 67 рубля как инвалид 2 группы вследствие Чернобыльской катастрофы. Итоговая сумма по указанным выплатам в апреле и мае 2020г. составляла 35 248, 16 рублей.
02.06.2020г. она обратилась в ГУ - УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца с 01.06.2020г.
Ответчик назначил ей выплаты пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной п 1 с. 1 ст. 29 Закона N 1244-1, в размере определенном п.4 ст. 17 Закона N 166-ФЗ, равной 125% от размера социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 Закона N 166-ФЗ, обосновывая такие действия фактов не представления ФИО1 заключения федерального учреждения об установлении причинной связи смерти кормильца с военной травмой, при том, что законом представления такого заключения не предусмотрено.
После того, как ею были предоставлены документы, подтверждающие причинную связь смерти мужа с Чернобыльской катастрофой ей была назначена выплата пенсии в размере 11 212, 30 рублей с 01.01.2021г.
ФИО1 просила признать ее право на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) в сумме 11 212, 30 рублей с 01.06.2020г. независимо от причины смерти кормильца; обязать ГУ - УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары возместить ей задолженность в сумме 29 432, 27 рублей, образовавшуюся по причине выплат оспариваемой пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом за период с 01.06.2020г. по 31.12.2020г.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 июля 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных постановлений, просит решение и апелляционное определение отменить и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы ФИО2, инвалида 2 группы вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой на получение пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), в сумме 11212 рублей 30 копеек с 1 июня 2020 года, независимо от причины смерти кормильца. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары единовременно возместить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдове ФИО2, инвалида 2 группы вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой задолженность в сумме 29432 рубля 27 копеек, образовавшуюся по причине выплат оспариваемой пенсии в меньшем размере чем это предусмотрено законом за период с 01.06.2020 года по 31.12.2020 года.
ФИО1, ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области", надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Определением судебной коллегии от 16.12.2021 г. произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах г.о. Самары его правопреемником Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте) производится супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Пунктом 38 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н предусмотрено, что для назначения пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 36, 37 настоящего перечня, для подтверждения условий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы, в том числе документы, подтверждающие, что смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (пункт 3 статьи 8, пункт 4 статьи 15 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Причина смерти бывших военнослужащих вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии (пункт 95 Перечня).
Причина смерти лица, пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы (пункт 96 Перечня).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что супруг истца ФИО2 инвалид 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС умер ДД.ММ.ГГГГ На день смерти супруга истец являлась получателем страховой пенсии по старости.
На основании заявления от 02.06.2020г. о назначении государственной пенсии по СПК и представленных документов (свидетельства о браке, свидетельства о смерти ФИО2, удостоверения ФИО2, перенесшего болезнь или другие заболевания, связанные с радиационными воздействием, ставшего инвалидом) ФИО1 с 01.06.2020 установлена пенсия в связи со смертью по потере кормильца в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 166-ФЗ в размере 125 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 166-ФЗ.
В ответ на обращение пенсионный орган 31 июля 2020 г. уведомил представителя истца о необходимости представить заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении причинной связи смерти кормильца с военной травмой для назначения государственной пенсии по СПК в размере 200% размере социальной пенсии.
09.12.2020 ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о перерасчете государственной пенсии по СПК, представив заключение ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области N 3 о результатах установления связи причины смерти инвалида, выданное 07.12.2020, в котором указано, что смерть инвалида ФИО2 связана с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связана с аварией на ЧАЭС.
С 01.01.2021 ФИО1 назначена государственная пенсия по СПК в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 15 Закона N 166-ФЗ в размере 200 процентов размера социальной пенсии, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 166-ФЗ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 29 Федерального закона от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной ищите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и исходил из того, что при первоначальном обращении истец не представила документ, подтверждающий причинную связь смерти инвалида ФИО2 с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, с аварией на ЧАЭС, в связи с чем отсутствуют остановленные законом основания для удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на определения Конституционного суда РФ от 16.12.2008 года N1085-O-П и от 01.11.2012 года N1993-О о наличии судебной ошибки, поскольку не требовалось подтверждения причинной связи смерти инвалида ФИО2 с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, с аварией на ЧАЭС, основаны на ошибочном толковании норм права. Кроме того в данных определениях Конституционного Суда РФ речь идёт о мерах социальной поддержки, установленных статьёй 14 раздела III "Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы" Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 для лиц, потерявших кормильца. Правоотношения по поводу пенсионного обеспечения в связи со смертью кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются статьей 26 Закона, содержащейся в разделе IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы".
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.