Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Тураевой Т.Е. и Осиповой С.К, с участием прокурора Гуляевой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юсуповой Разалии Мидхатовны на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-158/2020 по иску Юсуповой Разалии Мидхатовны к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, действующему по обязательствам от лица Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы, Акционерному обществу "СОГАЗ", Федеральной таможенной службе, Башкортостанской таможне о взыскании единовременного пособия в связи со смертью должностного лица таможенной службы, взыскании страховой выплаты в связи с наступлением страхового случая.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, объяснения представителя Башкортостанской таможни Казакова М.В, действующего на основании доверенностей N 01-07-22/15804 от 26 ноября 2021 года, N 01-07-23/33413 от 30 ноября 2021 года, представителя АО "СОГАЗ" Ефремовой А.В, действующей на основании доверенности N Ф21-72/21 от 15 сентября 2021 года, заключение прокурора Гуляевой Е.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Юсупова Р.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, действующему по обязательствам от лица Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы, Акционерному обществу "СОГАЗ", Федеральной таможенной службе, Башкортостанской таможне, с учетом уточнения требований просила взыскать с Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, действующего по обязательствам от лица Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы единовременное пособие в сумме 3 972 780 руб. в связи со смертью должностного лица таможенной службы ФИО1, взыскать с АО "СОГАЗ" страховую выплату в сумме 4 965 975 руб. в связи с наступлением страхового случая.
Иск мотивирован тем, что супруг истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся сотрудником Стерлитамакского таможенного поста, входившего в состав Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы с 6 ноября 1997 года, работал в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N в г. Стерлитамак.
25 января 2018 года на служебном посту у ФИО1 произошел инсульт. Наряд скорой помощи доставил ФИО1 в ГБУЗ РБ Клиническая больница N. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 скончался в больнице, причиной смерти указано внутримозговое кровоизлияние (инсульт). В связи со смертью ФИО1 Башкортостанской таможней была проведена служебная проверка, по результатам которой составлен акт, согласно которому смерть ФИО1 наступила вследствие инсульта при исполнении им служебных обязанностей.
27 декабря 2017 года между Федеральной таможенной Службой России и АО "СОГАЗ" заключен государственный контракт N, предметом которого является обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2018 год, то есть на момент смерти ФИО1 являлся застрахованным лицом.
Члены семьи ФИО1 обратились в органы Федеральной таможенной службы с заявлением о проведении экспертизы в отношении ФИО1 об установлении причин смерти и выплате единовременного пособия в связи с тем, что его смерть явилась следствием выполнения им служебных обязанностей. В ответ на обращение страховая компания АО "СОГАЗ" дала ответ об отсутствии оснований для указанной выплаты.
Истец Юсупова Р.М, являясь единственным наследником ФИО1, обратилась в Федеральную таможенную службу России и в АО "СОГАЗ" с требованием о выплате единовременного пособия в размере 10-ти кратного годового содержания погибшего по последней замещаемой им должности. Согласно справке таможенного поста размер годового денежного содержания по последней должности ФИО1 составлял 397 278 руб. Решение таможенной службы о выплате единовременного пособия в размере 3 972 780 руб. не исполнено надлежащим образом.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований Юсуповой Р.М. отказано.
В кассационной жалобе Юсупова Р.М. просит отменить состоявшиеся судебные постановления как незаконные, принятые с нарушением норм материального права. Полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Башкортостанской таможни полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители ответчиков полагали кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Истец Юсупова Р.М, иные участвовавшие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора, полагавшей решение и апелляционное определение законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов определены в статье 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
В частности, частью 13 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ установлено, что должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов.
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ страховым случаем по договору обязательного государственного личного страхования является гибель (смерть) должностного лица таможенного органа (далее - застрахованный) в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей.
В случае гибели (смерти) застрахованного в период его службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) - выплачивается страховая сумма в размере 12, 5-кратного годового денежного содержания (пункт 1 части 15 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда (часть 16 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик). В указанный договор включаются положения о размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика (часть 18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ).
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 в период с 06 ноября 1997 года по 25 января 2018 года проходил службу в таможенных органах, по состоянию на 25 января 2018 года - в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля N (г.Стерлитамак) Стерлитамакского таможенного поста, входящего в состав Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы.
25 января 2018 года во время нахождения на рабочем посту ФИО1 был госпитализирован, и ДД.ММ.ГГГГ скончался в лечебном учреждении.
Согласно медицинскому свидетельству о смерти причина смерти ФИО1 - внутримозговое кровоизлияние.
В акте служебного расследования, проведенного комиссией, созданной на основании приказа Башкортостанской таможни N от 01 февраля 2018 года, утвержденного 23 апреля 2018 года, указано, что ввиду того, что в период прохождения службы в таможенных органах ФИО1 не страдал заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов кровообращения и учитывая, что деятельность старшего государственного таможенного инспектора объединяет виды работ, связанные с приемом, переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы и характеризуется чрезмерным ростом объема информации и возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений и подтверждением выводов о некриминальном характере смерти, то смерть ФИО1 наступила вследствие заболевания, полученного в связи с исполнением служебных обязанностей.
Из заключения N о результатах проведения медико-социальной экспертизы по установлению причины смерти гражданина в случаях, когда законодательством Российской Федераций предусмотрено предоставление мер социальной поддержки семье умершего, выданного Бюро N - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан", следует, что причина смерти ФИО1 не связана с прохождением военной службы.
Из справки нотариуса от 18 декабря 2018 года следует, что имеется наследственное дело N к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, единственным наследником по закону является супруга Юсупова Р.М, остальные наследники, призываемые к наследству, в наследство не вступили.
Также судом установлено, что Федеральная таможенная служба Российской Федерации 27 декабря 2017 года заключила государственный контракт N на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2018 год с АО "СОГАЗ", действие которого распространяется на страховые случаи, произошедшие в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Данный государственный контракт заключен на основании Правил личного страхования отдельных категорий граждан, подлежащих страхованию на случай причинения вреда жизни и здоровью в редакции от 24 апреля 2015 года с дополнительными условиями N по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в редакции от 24 апреля 2015 года.
Неотъемлемой частью Государственного контракта являемся Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее- Регламент), разработанный в соответствии с частями 13 - 18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Федерации", который определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (застрахованные лица), в том числе объектов страхования, источники финансирования, а также порядок проведения служебного расследования при наступлении страховых случаев, порядок учета, хранения и предоставления информации об этих случаях, выплаты страховых сумм и разрешения спорных ситуаций.
Согласно пункту 3.1.1 Государственного контракта страховым случаем, который влечет выплату страховых сумм, признается, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, влечет выплату страховой суммы в размере 12, 5-кратного годовой денежного содержания.
В порядке пункта 1.7 Регламента основанием для выплаты страхового обеспечения в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности", зарегистрированного Минюстом России 19 мая 2003 года за N, и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" являются формулировки причины смерти в редакции "военная травма", "заболевание радиационно обусловленное полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска", "трудовое увечье" и "профессиональное заболевание", указанные заключениях учреждений медико-социальной экспертизы.
Аналогичные положения содержатся в приложенных к Правилам личного страхования отдельных категорий граждан, подлежащих страхованию на случай причинения вреда и здоровью Дополнительных условиях N по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденных председателем правления АО "СОГАЗ" в редакции от 24 апреля 2015 года.
Также установлено, что 21 мая 2018 года в АО "СОГАЗ" поступило письмо Башкортостанской таможни N от 26 апреля 2018 года о направлении документов на выплату страховой суммы в связи со смертью должностного лица Башкортостанской таможни ФИО1, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, наследникам застрахованного лица.
АО "СОГАЗ" отказал в выплате страховой суммы, поскольку представленные в адрес АО "СОГАЗ" документы, включая заключение Бюро N ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" Минтруда России от 08 октября 2018 года N не содержали указания на причину смерти, являющейся основанием для выплаты страхового возмещения, согласно пункту 1.7 Регламента.
Согласно выводам заключения судебной экспертизы, подготовленного ГБУЗ Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, у ФИО1, согласно представленной медицинской документации, до 25 января 2018 года имелись следующие заболевания: хронический бронхит, остеохондроз шейного отдела позвоночника, хронический холецистит, хронический панкреатит, полип желчного пузыря, гепатоз, ДЖВП, киста правой почки, хронический гастрит, гипертоническая болезнь, кариес, конъюнктивит. Установить связь указанных заболеваний с исполнением ФИО1 служебных обязанностей не представляется возможным.
Смерть ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, согласно патолого-анатомического вскрытия и результатов гистологического исследования кусочков внутренних органов, наступила от цереброваскулярного заболевания в виде внутримозгового кровоизлияния в левой теменной доле (геморрагического инсульта), осложнившегося отеком-набуханием, прорывом крови в желудочки головного мозга. Указанное заболевание могло возникнуть 25 января 2018 года. Установить связь указанного заболевания с исполнением ФИО1 служебных обязанностей не представляется возможным.
Диагностированные у ФИО1 до 25 января 2018 года заболевания в прямой причинно-следственной связи со смертью не стоят. Вместе с тем, имевшаяся у ФИО1 гипертоническая болезнь являлась фактором, повышающим риск развития внутримозгового кровоизлияния.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Юсуповой Р.М, суд первой инстанции, исходя из заключения судебной экспертизы, пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждается, что смерть ФИО1 наступила вследствие заболеваний, полученных им при исполнении им служебных обязанностей.
Также судом отмечено в решении, что согласно п.12 Дополнительных условий N по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, утвержденных 24 апреля 2015 года, не является застрахованным наступление последствий общего заболевания, бытового травмирования, не связанных с исполнением служебных обязанностей, а также нарушения застрахованным лицом мер безопасности независимо от места и времени их наступления (таможенная территория, рабочий кабинет, пребывание в командировке т.д.).
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан, действующего по обязательствам от лица Башкортостанской таможни Федеральной таможенной службы, со ссылкой на пункт 2 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", суд также руководствовался пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому со дня вступления в силу настоящего Федерального закона части 2 - 5, 8, 9 и 11 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не применяются в отношении сотрудников таможенных органов. Учитывая, что Федеральный закон 30 декабря 2012 года N283-Ф3 вступил в силу с 1 января 2013 года, суд пришел к выводу о том, что в настоящее время законодательством не предусмотрено единовременное пособие в размере 10- кратного годового денежного содержания погибшего по последней замещаемой им в таможенном органе должности, в случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей.
Суд апелляционной инстанции по ходатайству стороны истца назначил по делу повторную судебную медицинскую экспертизу, поручив ее проведение экспертам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Министерства Оренбургской области.
Как указано в заключении судебной экспертизы, эксперт пришел к выводам, что согласно медицинской карте амбулаторного больного N ГБУЗ "ГБ N" г.Стерлитамака, гр-н ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ страдал следующими заболеваниями: гепатоз, хронический холецестит, гипертоническая болезнь, остеохондроз шейного отдела позвоночника, хронический панкреатит, гастрит, дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП), хронический обструктивный бронхит, полип желчного пузыря, киста правой почки, кариес, конъюнктивит. Указанные заболевания не относятся к профессиональным и не связаны с исполнением ФИО1 им служебных обязанностей, в основе возникновения этих заболеваний лежат иные причины. Согласно данным протокола патологоанатомического вскрытия N, причиной смерти гр-на ФИО1, 1967 г.р, послужило внутримозговое кровоизлияние, осложнившееся отёком-набуханием, прорывом крови в желудочки мозга. Таким образом, между имевшимся заболеванием головного мозга и наступлением смерти ФИО1 имеется прямая причинно-следственная связь. Заболевание, послужившее причиной смерти ФИО1, по данным представленных медицинских документов, возникло остро ДД.ММ.ГГГГ. Необходимо отметить, что заболевание головного мозга, послужившее причиной смерти ФИО1, могло возникнуть в любое время и в любом месте, кроме этого у ФИО1 имелось хроническое заболевание - гипертоническая болезнь, которое является фактором, повышающим риск развития внутримозгового кровоизлияния. Таким образом, определить прямую причинно-следственную связь внутримозгового кровоизлияния с исполнением служебных обязанностей ФИО1 не представляется возможным.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, приняв в качестве нового доказательства вышеуказанное заключение эксперта, а также проанализировав иные доказательства, пришла к выводу о том, что материалы дела не содержат и суду не представлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между заболеванием, послужившим причиной смерти ФИО1, и исполнением им служебных обязанностей, что является обязательным условием для получения оспариваемых выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы Юсуповой Р.М. относительно ненадлежащей оценки судами представленных истцом доказательств, а именно Акта по результатам служебной проверки, справки начальника Стерлитамакского таможенного поста, решения начальника Стерлитамакского таможенного поста, объяснительных сослуживцев ФИО1, подтверждающих по мнению истца то, что смерть ФИО1 явилась следствием заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей, и фактически наступила в период исполнения служебных обязанностей, приводились ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных постановлениях.
Несогласие истца с оценкой судами представленных в материалы дела доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
Оснований полагать о том, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, также не имеется.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Юсуповой Р.М.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 19 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юсуповой Разалии Мидхатовны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Т.Е. Тураева
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.