Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абрамовой Людмилы Александровны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2(2)-259/2021 по иску Абрамовой Людмилы Александровны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Абрамова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области, пенсионный орган) об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя следующим. 8 апреля 2021 года она обратилась в УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области от 12 апреля 2021 года N 206 в назначении пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемого стажа. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, полагая нарушенными свои права на досрочное пенсионное обеспечение, просила суд признать незаконным и отменить решение начальника УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области от 12 апреля 2021 года N 206 об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать пенсионный орган принять решение о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как матери воспитавшей ребенка инвалида с детства до достижении им возраста 8 лет и достигшей 50-летнего возраста, с 6 мая 2021 года.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 28 июня 2021 года исковые требования Абрамовой Л.А. удовлетворены. Суд признал незаконным решение начальника УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области от 12 апреля 2021 года N 206 об отказе Абрамовой Л.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложил обязанность на УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области назначить Абрамовой Л.А. досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как матери, воспитавшей ребенка-инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет и достигшей 50-летнего возраста, с даты возникновения права, то есть с 6 мая 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 сентября 2021 года решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 28 июня 2021 года отменено. Суд апелляционной инстанции постановилновое решение, которым в удовлетворении исковых требований Абрамовой Л.А. отказал.
Абрамова Л.А. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 сентября 2021 года, оставить в силе решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 28 июня 2021 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Абрамова Л.А. является матерью Абрамовой А.В, 3 мая 1991 года рождения, признанной ребенком-инвалидом.
Согласно записям трудовой книжки Абрамовой Л.А, истица с 1 ноября 2002 года назначена переводом на должность ведущего специалиста информационного центра Избирательной комиссии Оренбургской области; 16 января 2003 года на основании закона Оренбургской области "Об организации государственной службы Оренбургской области" от 21 февраля 1996 года принята на государственную службу и в соответствии с Реестром государственных должностей государственных служащих должность ведущего специалиста отнесена к группе должностей по Реестру к старшей должности; распоряжением от 14 июля 2006 года N 23 присвоен первый классный чин государственной гражданской службы Оренбургской области 3 класса; на основании распоряжения от 13 мая 2011 года N 20 ей присвоен очередной классный чин государственной гражданской службы Оренбургской области - советник государственной гражданской службы Оренбургской области 2 класса.
Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Абрамовой Л.А. по состоянию на 1 января 2021 года подтверждается, что истица осуществляет трудовую деятельность в Избирательной комиссии по Оренбургской области.
8 апреля 2021 года Абрамова Л.А, 6 мая 1971 года рождения, обратилась в УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Бугуруслане Оренбургской области от 12 апреля 2021 года N 206 Абрамовой Л.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с не достижением возраста, установленного законом.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Абрамова Л.А. приобрела право на пенсию по старости как родитель, воспитавший ребенка-инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет, поэтому страховая пенсия по старости подлежала назначению ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно с даты возникновения права - 6 мая 2021 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у ответчика при разрешении заявления Абрамовой Л.А. о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имелось оснований для применения названной выше нормы во взаимосвязи с положениями части 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что законодатель установилопределенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии, в том числе досрочной, по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы. А поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган условие о возрастном цензе не было соблюдено, то ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав на необходимость достижения Абрамовой Л.А. возраста 50 лет + 36 месяцев.
Доводы кассационной жалобы о том, что Абрамова Л.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" именно как мать ребенка-инвалида, достигшая 50-летнего возраста, при этом представив соответствующие подтверждающие право истицы документы, в связи с чем полагает, что имеет право на досрочную страховую пенсию по этому основанию, судебной коллегией отклоняется как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу страховая пенсия назначается по достижении женщинам 55 лет.
Пунктом 1 части 1 статьи 32 пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ сохранено право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона отдельным категориям граждан, в частности одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ, при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 2017 г. до 2032 г, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону от 28.12.2013г. N 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.
Для лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста в соответствии с пунктами 11, 12, 13, 16, 19, 20 и 21 части 1 статьи 30 и со статьей 31 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ, право на назначение досрочной пенсии определяется согласно Приложению 5 с учетом даты соответствующего года, на которую гражданин приобрел право на досрочную пенсию, то есть имеет требуемые стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, законодатель установилопределенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 19 декабря 2019 года N 3370-О, 28 января 2021 года N 59-О, 25 марта 2021 года N 462-О, такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера. Тем самым соответствующим категориям граждан была гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных соответствующим законоположением.
Суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу, что поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган условие о возрастном цензе не было соблюдено, то ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абрамовой Людмилы Александровны на - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С Уланова
Судьи Н.В. Бросова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.