Судебная коллегия по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Караулова М.Г, судей Ермаковой И.М, Омарова О.М, при ведении протокола судебного заседания секретарём Таирской О.А, с участием:
прокурора Пападопуло Е.И, осуждённой ФИО1 и её защитника - адвоката Клиенко Ж.М, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённой ФИО1 на приговор Октябрьского районного суда Ростовской области от 1 марта 2021 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми
ФИО1, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", не судимая, осуждена по статье 1511 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к штрафу в размере 50 000 рублей.
По делу решён вопрос о вещественных доказательствах.
Апелляционным постановлением Ростовского областного суда от 17 мая 2021 года приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи ФИО21, выступления осуждённой ФИО1 и её защитника - адвоката ФИО6, позицию прокурора ФИО5, судебная коллегия
установила:
приговором Октябрьского районного суда Ростовской области от 1 марта 2021 года ФИО1 осуждена за неоднократную розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
Преступление совершено во время и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осуждённая ФИО1 выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными, просит отменить и направить уголовное дело на новое рассмотрение. Настаивает на своей невиновности и утверждает, что суд первой инстанции неверно установилфактические обстоятельства дела, излагает свою версию развития событий. Утверждает, что в отношении неё совершена провокация, а указанный в чеке товар был продан иному лицу - ФИО9, что подтвердили в своих показаниях свидетели ФИО7, ФИО8 и ФИО9 Напоминает, что в ходе осмотра места происшествия ФИО10 не обнаружила кассовый чек. Обращает внимание на оказанное на неё и свидетеля ФИО7 давление сотрудниками правоохранительных органов ФИО10 и ФИО11 Оспаривает выводы эксперта о том, что в изъятой бутылке находилась спиртосодержащая жидкость. Высказывает суждения о недопустимости в качестве доказательства письма, полученного из межрайонной инспекции ФНС России N по "адрес", которая, как полагает автор жалобы, составлена не уполномоченным на то лицом. Настаивает на том, что в магазине " "данные изъяты"" в продаже отсутствовало пиво "Чешское". Считает, что уголовное дело в отношении неё сфабриковано, а доказательства - сфальсифицированы. Не соглашается с показаниями несовершеннолетнего свидетеля ФИО13 и считает их недостоверными. Полагает, что материалы уголовного дела не содержат доказательства её виновности.
В возражениях на кассационную жалобу осуждённой заместитель прокурора Октябрьского района Ростовской области Ершова М.И. опровергает изложенные в ней доводы и просит оставить её без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, выслушав выступления сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения приговора и апелляционного постановления.
По смыслу статьи 401.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 401.15 УПК РФ под законностью судебных решений как предметом судебного разбирательства в кассационном порядке следует понимать их соответствие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов с учётом оснований, влекущих отмену или изменение судебного решения в кассационном порядке.
Исходя из толкования закона круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона в отличие от производства в суде апелляционной инстанции ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, в частности, на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного и назначение судом наказания.
Нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход данного дела, отсутствуют.
Позиция автора жалобы о её невиновности, о неверной оценке доказательств и их фальсификации, являлась предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и как не нашедшая своего подтверждения обоснованно признана судами несостоятельной, в связи с чем отвергнута. Доводы же кассационной жалобы с изложением собственной оценки доказательств по делу, представляющейся осуждённой правильной и являющейся её процессуальной позицией, а также суждения о незаконности приговора направлены на переоценку доказательств, исследованных в суде первой инстанции.
По смыслу закона в описательно-мотивировочной части приговора, исходя из положений пунктов 3, 4 части 1 статьи 305, пункта 2 статьи 307 УПК РФ, надлежит дать оценку всем исследованным в судебном заседании доказательствам, как уличающим, так и оправдывающим подсудимого. При этом излагаются доказательства, на которых основаны выводы суда по вопросам, разрешаемым при постановлении приговора, и приводятся мотивы, по которым те или иные доказательства отвергнуты судом.
Указанные положения закона судом при рассмотрении уголовного дела и вынесении обвинительного приговора в отношении ФИО1 полностью соблюдены. Приведённые в приговоре анализ и оценка доказательств соответствуют требованиям закона. Приговор по своему содержанию отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к нему; односторонность, противоречивость в выводах суд не допустил.
Обстоятельства, при которых ФИО1 совершила преступление, и которые в силу статьи 73 УПК РФ подлежали доказыванию по настоящему делу, в том числе мотив, форма вины и последствия преступления, судом установлены правильно, выводы суда о её виновности с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью допустимых и достоверных доказательств, собранных на предварительном следствии, надлежащим образом исследованных в судебном заседании с участием сторон и подробно изложенных в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании.
Какие-либо нарушения норм уголовно-процессуального закона при собирании доказательств, исследованных судом первой инстанции и приведённых в приговоре, органами предварительного следствия не допущены. Дело расследовано всесторонне, полно и объективно, все необходимые следственные действия выполнены. Процедура возбуждения уголовного дела соблюдена. Сведения о фальсификации протоколов следственных и процессуальных действий, а также протокола судебного заседания при изучении дела не установлены.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого преступления, который с достаточной убедительностью подтверждается совокупностью допустимых и достоверных доказательств, собранных на предварительном следствии, надлежащим образом исследованных в судебном заседании с участием сторон и подробно изложенных в приговоре.
Требования закона, предъявляемые к суду при рассмотрении им уголовного дела, соблюдены. Обстоятельства, которые бы могли повлиять на объективность выводов суда о виновности ФИО1, не выявлены.
Судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273 - 291 УПК РФ с соблюдением принципов всесторонности, полноты и объективности исследования фактических обстоятельств уголовного дела. Уголовное дело рассмотрено судом объективно и беспристрастно. Как видно из материалов дела, в том числе из протокола судебного заседания, судом соблюдался установленный уголовно-процессуальным законом порядок рассмотрения дела, принцип состязательности и равноправия сторон, которым предоставлялась возможность исполнения их процессуальных функций и реализации гарантированных законом прав на представление доказательств, заявление ходатайств, а также иных прав, направленных на отстаивание своей позиции и реализации права на защиту. Из протокола судебного заседания видно, что суд создал сторонам все необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных прав. Стороны обвинения и защиты активно пользовались правами, предоставленными им законом, в том числе исследуя представляемые доказательства, участвуя в разрешении процессуальных вопросов. Основанные на законе мнения и возражения сторон судом принимались во внимание. Все заявленные сторонами ходатайства суд разрешилв полном соответствии с положениями статей 256, 271 УПК РФ и в зависимости от их значения для правильного разрешения дела с принятием по ним должных решений и их убедительной мотивацией. Протокол судебного заседания соответствует предписаниям статьи 259 УПК РФ. Основания для признания протокола судебных заседаний неполным у судебной коллегии отсутствуют.
Права сторон на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства, в частности право осуждённой на защиту и представление доказательств, соблюдены.
Исследовав представленные доказательства, суд правильно оценил их по правилам статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для вынесения обвинительного приговора и в соответствии с положениями статьи 307 УПК РФ указал мотивы, по которым в основу своих выводов он положил одни доказательства и отверг другие, в частности, показания свидетелей ФИО7, ФИО8 и ФИО9 В связи с этим судебная коллегия не находит оснований не согласиться с оценкой доказательств, а также с выводами суда, надлежащим образом мотивированными и не вызывающими сомнений в правильности.
Приведённые в приговоре доказательства о виновности ФИО1 согласуются между собой и дополняют друг друга. Какие-либо обоснованные сомнения, свидетельствующие о невиновности осуждённой в указанном преступлении не возникли.
Допрошенная в качестве свидетеля несовершеннолетняя ФИО13 (покупатель) показала, что ДД.ММ.ГГГГ по просьбе сотрудников комитета по контролю над реализацией алкогольной продукции ФИО14 и ФИО15 участвовала в мероприятиях по выявлению фактов продажи алкоголя несовершеннолетним. В магазине " "данные изъяты"" она предъявила продавцу ФИО1 свой паспорт, которая внимательно посмотрела на дату её рождения, после чего продала ей 1, 5 литра пива "Чешского" стоимостью "данные изъяты" рубля за "данные изъяты" литр, сигареты "Bond" стоимостью "данные изъяты" рубля за пачку, чипсы "Pringles" стоимостью "данные изъяты" рублей. Сотрудники комитета по контролю над реализацией алкогольной продукции ФИО14 и ФИО15 во время покупки ею указанных товаров находились в магазине и наблюдали за происходящим.
Свидетели ФИО14 и ФИО15 (сотрудники комитета по контролю над реализацией алкогольной продукции) подтвердили факт продажи ФИО1 алкогольной продукции несовершеннолетней ФИО13 и дополнили, что распечатанный продавцом ФИО1 чек она (ФИО1) покупателю не предъявила, а убрала его в стоящую на прилавке коробку.
Показания свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО10, ФИО11 о значимых по делу обстоятельствах, в письменных доказательствах, на которых основаны выводы суда о виновности осуждённой в розничной продаже несовершеннолетней алкогольной продукции, какие-либо противоречия, которые свидетельствовали бы об их недостоверности, отсутствуют. Указанная совокупность доказательств не содержит взаимоисключающих сведений относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Не устранённые судом существенные противоречия в доказательствах и сомнения в виновности осуждённой ФИО1 с учётом положений статьи 49 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 14 УПК РФ, требующие истолкования в её пользу, по делу отсутствуют. Сведения о заинтересованности свидетелей при даче изобличающих осуждённую показаний не представлены, основания для оговора ФИО1 в совершении преступления у данных лиц отсутствуют. Обстоятельства, дающие основание полагать, что свидетели лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе данного уголовного дела, судом не установлены.
Надлежащая оценка дана судом первой инстанции и показаниям осуждённой ФИО1 о её невиновности, которые суд правомерно отверг, основываясь на совокупности других доказательств по делу, изложив в приговоре мотивы принятого решения.
Действия, направленные на подстрекательство или провокацию, не установлены.
Все необходимые по делу судебные экспертизы проведены. Основания подвергать сомнению выводы экспертов, ясно, чётко и понятно изложенные в их заключениях, которые по своему содержанию соответствует требованиям статьи 204 УПК РФ, у суда отсутствовали. Не находит таких оснований и судебная коллегия.
Выводы суда в приговоре относительно фактических обстоятельств дела и доказанности вины осуждённой в совершении указанного преступления соответствуют имеющимся доказательствам и являются обоснованными, они подробно мотивированы в приговоре, оснований сомневаться в их правильности судебная коллегия не находит. Суд учёл все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В кассационной жалобе осуждённой отсутствуют ссылки на иные доказательства, которые могли тем либо иным образом повлиять на правильность этих выводов.
Действиям ФИО1 суд дал правильную юридическую оценку, верно квалифицировал их именно по статье 1511 УК РФ. Несогласие осуждённой с данной судом юридической оценкой ей действия не влияет на выводы суда о виновности.
Вид и размер наказания ФИО1 назначены с учётом требований статей 6, 60 УК РФ, конкретных обстоятельства дела, характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновной, которая не судима, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, на учётах у нарколога и психиатра не состоит; отсутствия отягчающих наказание обстоятельств; влияния назначенного наказания на исправление осуждённой и на условия жизни её семьи.
Все имеющие значение при назначении наказания обстоятельства судом учтены и приняты во внимание в полном объёме. Иные сведения, которые бы могли повлиять на вопросы назначения наказания, в рамках состязательного процесса суду не представлены.
Поскольку в силу статьи 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осуждённой и предупреждения совершения новых преступлений, суд пришёл к правильному выводу о том, что достижение целей наказания ФИО1 возможно путём назначения наказания в виде штрафа.
Назначенное ФИО1 наказание по своему виду и размеру отвечает требованиям закона, соразмерно содеянному, данным о личности осуждённой и, таким образом, является справедливым. Положения статьи 46 УК РФ при определении размера штрафа судом первой инстанции учтены. Судебная коллегия не находит причин для снижения назначенного наказания.
В апелляционном порядке уголовное дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 451 УПК РФ, апелляционное постановление отвечает требованиям статьи 389.28 УПК РФ. Процедура рассмотрения дела судом апелляционной инстанции соблюдена. Позиция осуждённой была заслушана и принята во внимание судом второй инстанции, тщательно проверена и получила соответствующую оценку. Выводы суда апелляционной инстанции по указанным доводам жалобы подробно изложены в апелляционном постановлении, приведённые судом аргументы убедительны и сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Существенные нарушения закона, которые путём лишения или ограничения прав участников судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путём повлияли бы на исход дела, исказили суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, в том числе на выводы о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом справедливого наказания, судами по уголовному делу в отношении ФИО1 не допущены.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены состоявшихся судебных решений отсутствуют.
С учётом изложенного, руководствуясь статьёй 38928, пунктом 1 части 1 статьи 40114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осуждённой ФИО1 на приговор Октябрьского районного суда Ростовской области от 1 марта 2021 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от 17 мая 2021 года оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 401.3 УПК РФ настоящее кассационное определение может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47? УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий М.Г. Караулов
Судьи И.М. Ермакова
О.М. Омаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.