Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мельниковой Л.А. на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 1 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мельниковой Л.А. об оспаривании решения и бездействия органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельникова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ростову-на-Дону в выдаче паспорта по достижении 45-летнего возраста и решения о недействительности паспорта гражданина Российской Федерации.
Просила признать незаконным бездействие управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Ростову-на-Дону в выдаче паспорта и возложить на управление обязанность выдать его в общем порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации, достигших 45-летнего возраста.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 1 марта 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Мельниковой Л.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 26 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 8 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Дубякова Л.А. родилась в г. Евпатория Крымской области УССР.
На территории Российской Федерации административный истец была зарегистрирована 5 августа 1998 года по адресу.
Согласно заключению от 31 марта 2020 года N 48 по результатам проверки обоснованности документирования паспортами гражданина Российской Федерации, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Мельниковой (Дубяковой) Л.А, установлено, что 19 сентября 2003 года Дубякова (Мельникова) Л.А. документирована паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в связи с "заменой на новый образец" паспорта гражданина СССР образца 1974 года, выданного Сакским ОВД Крымской области 04 августа 1990 года.
Мельникова (Дубякова) Л.А. документирована 19 сентября 2006 года паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в связи с "изменением установочных данных" на основании паспорта, выданного ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 19 сентября 2003 года на имя Дубяковой Л.А, и свидетельства о заключении брака, оформленного ОЗАГС Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону 5 августа 2006 года.
Согласно заключению, в заявлениях о выдаче (замене) паспорта на имя Мельниковой (Дубяковой) Л.А. в графе 7 "Место жительства, пребывания" указано "адрес"", в графе 8 "Состоял ли ранее в иностранном гражданстве, когда принят в российское гражданство" запись отсутствует.
В заключении также отражено, что согласно информационным учетам ОВМ ОП N 1 УМВД России по г. Ростову-на-Дону, ОВМ ОП N 5 УМВД России по г. Ростову-на-Дону, управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области с 14 декабря 2007 года Мельникова (Дубякова) Л.А. значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: "адрес"; сведения о судимости и розыске отсутствуют; сведения о приобретении (выходе из) гражданства Российской Федерации, принадлежности к гражданству иностранного государства отсутствуют; 25 июля 2017 года документирована паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, (ФМС 61008 Ростовская область), сроком действия до 25 июля 2027 года.
По сведениям ОВМ ОП N 5 УМВД России по г. Ростову-на-Дону (ранее ПВС ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону) Мельникова (Дубякова) Л.А. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращалась, материал о приобретении гражданства Российской Федерации Мельниковой (Дубяковой) Л.А. отсутствует.
В заключении сделан вывод, что Мельникова (Дубякова) Л.А. гражданкой Российской Федерации не является, а выданные ей 19 сентября 2003 года и 19 сентября 2006 года паспорта гражданина Российской Федерации являются выданными в нарушение установленного порядка. Кроме того, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, оформленный 25 июля 2017 года на имя Мельниковой Л.А. признан недействительным.
Установлено, что на момент документирования Мельниковой Л.А. в 2003 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 года N 605.
Согласно пункту 14 данной Инструкции для получения паспорта гражданин представляет соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд (далее - "должностные лица"), в том числе заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (Приложение 1), заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, свидетельство о рождении, документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
Для замены паспорта гражданин представляет соответствующим должностным лицам следующие документы: заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, паспорт, подлежащий замене, две личные фотографии в черно-белом исполнении размером 35 x 45 мм, документы, подтверждающие основания для замены паспорта, указанные в абзацах 3, 4 и 6 пункта 8 настоящей Инструкции (п. 15 данного Приказа).
Согласно пункту 21 Инструкции поступившие от должностных лиц или граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - "руководитель"), которые обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, визуально определяется подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (в дальнейшем - Положение) определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно пункту 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае, предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом, осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган, тем самым, подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В рассматриваемом случае достоверно установлено, что Мельникова (Дубякова) Л.А. гражданкой Российской Федерации не является, а выданные ей 19 сентября 2003 года и 19 сентября 2006 года паспорта гражданина Российской Федерации являются выданными в нарушение установленного порядка.
Поскольку доказательств надлежащего оформления документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, как и принадлежности Мельниковой Л.А. к гражданству Российской Федерации не представлено, отказ управления МВД России по г. Ростову-на-Дону в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации является правомерным.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 1 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.