Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гаркуши Е.А, Гаркуши М.Е. и Гаркуши В.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Гаркуши Е.А. об оспаривании отказа органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаркуша Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту капитального строительства г. Севастополя об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями граждан однократно, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, оформленного письмом от 8 сентября 2020 года.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22 декабря 2020 года оспариваемое решение признано незаконным, на департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 апреля 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной Гаркуша Е.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 26 июля 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 6 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Гаркуша Е.А. проходил военную службу в пограничных войсках Украины и состоял в очереди на обеспечение жилым помещением, с которой был снят в связи с получением жилого помещения по адресу: г. Севастополь, ул. Симинок, д. 55, кв. 45. В марте 2014 года инициирована процедура исключения указанной квартиры из числа "служебных". Другим жилым помещением административный истец не обеспечивался, в приватизации не участвовал, календарная выслуга составляет 18 лет.
Указанная квартира передана в собственность Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за пограничным управлением Федеральной службы безопасности по Республике Крым и городу Севастополю на основании распоряжения правительства Севастополя от 13 июля 2017 года N 312-РП.
При обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 N 116 Гаркуша Е.А. получил отказ, оформленный письмом от 8 сентября 2020 года, мотивированный тем, что в переданных пограничным управлением списках украинских военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, фамилия истца отсутствует.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства, руководствуясь статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьями 25, 40 Конституции Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения. Однако апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Вместе с тем законодатель установилкритерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.
Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 166 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" закреплено право на обеспечение жилыми помещениями постоянно проживающим на территории Республики Крым и города Севастополя, в том числе граждан России и членов их семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба (подпункт "а" пункта 1).
Обеспечение жилыми помещениями указанных граждан осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан (пункт 4).
Таким образом, указанным правовым актом урегулированы правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 приказом департамента капитального строительства г. Севастополя от 26 июня 2018 года N 122-а/2018 утвержден Порядок учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Согласно подпункту 1.1.2 пункта 1.2 указанного Порядка учету подлежат граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 г.:
- с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
- с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
- со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины.
В соответствии с подпунктом 1.1.3 пункта 1.2 Порядка граждане, подлежащие учету, должны соответствовать одновременно следующим условиям:
- наличие гражданства Российской Федерации на момент вступления в законную силу Указа N 116;
- постоянное проживание на территории города Севастополя;
- обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для данной категории граждан;
- увольнение гражданина со службы в структурах, указанных в подпункте 1.2.1 настоящего порядка, до 18 марта 2014 года;
- принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, до 18 марта 2014 года;
- наличие сведений о гражданине в списках, переданных в Правительство Севастополя из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в соответствии с пунктом 5 Указа N 116.
В силу п.п. 2.2 указанного Порядка в целях принятия на учет граждане подают в уполномоченный орган заявление (приложение N 2 к настоящему порядку), а также оригиналы и (или) нотариально заверенные копии перечисленных в данном пункте документов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и города Севастополя (пункт 3 Порядка).
С целью реализации пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 Постановлением Правительства Севастополя от 9 июля 2018 года N 422-ПП утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя".
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки, обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется уполномоченным органом государственной власти города Севастополя в области жилищных отношений - Департаментом капитального строительства города Севастополя однократно, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - ЕДВ).
Право на предоставление ЕДВ имеют граждане, указанные в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, утвержденном уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116. (пункт 1.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
В соответствии с пунктом 2.8 Порядка предоставления мер социальной поддержки, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении ЕДВ или об отказе в предоставлении ЕДВ гражданину в течение 30 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка.
Значимым обстоятельством по данному делу являлось выяснение вопроса о том, относится ли Гаркуша Е.А. к числу лиц, нуждающихся в жилых помещениях и подлежащих учету в соответствии с Порядком, утвержденным приказом департамента капитального строительства города Севастополя от 26 июня 2018 года N 122-а/2018.
Однако такое обстоятельство оставлено судом первой инстанции без внимания, проверки и надлежащей правовой оценки.
Гаркуша Е.А. с 1996 года проходил службу в пограничных войсках Украины, в том числе в период со 2 ноября 2011 года до 29 апреля 2014 года в должности инспектора пограничной службы I категории 4 отделения инспекторов пограничной службы отдела пограничной службы "Севастополь" II категории (тип Б) военной части 2161 Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины, с 29 апреля 2014 года в должности инспектора пограничной службы I категории 3 отделения инспекторов пограничной службы отдела пограничной службы "Красный Чабан" II категории (тип Б) 79 пограничного отряда (I категории) Азово-Черноморского регионального управления (II категории) Государственной пограничной службы Украины (л.д. 15-16).
Приказом начальника 79 пограничного отряда Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины (г. Херсон) от 22 августа 2014 года N 190-лс Гаркуша Е.А. уволен с должности инспектора пограничной службы I категории 3 отделения инспекторов пограничной службы отдела пограничной службы "Красный Чабан" II категории (тип Б), в запас Вооруженных сил Украины по пункту "г" статьи 26 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с сокращением штатов или проведением организационных мероприятий), 22 августа 2014 года исключен из списков личного состава и направлен в Александрийский районный отдел военкомата Кировоградской области для постановки на воинский учет. (л.д. 13-14).
Из выписки заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 05 марта 2006 года N 3, Гаркуша Е.А. и члены его семьи (супруга и двое детей) поставлены в очередь на получение жилья с 5 декабря 2002 года. (л.д. 10).
Гаркуше Е.А. и членам его семьи (супруге и двоим детям) 27 апреля 2009 года Севастопольской городской государственной администрацией был выдан ордер на право занятия жилого помещения площадью 43 кв. м.
Администрация государственной пограничной службы Украины письмом от 7 марта 2014 года направила ходатайство об исключении квартиры из числа служебных в связи с отсутствием потребности в таком ее использовании (л.д. 11-12).
Из ответа департамента капитального строительства г. Севастополя, направленного на имя Гаркуша Е.А. следует, что в соответствии с распоряжениями правительства Севастополя от 12 октября 2015 года N 811-РП "О предоставлении в безвозмездное пользование имущества Пограничному управлению по Республике Крым Федеральной службы безопасности Российской Федерации", от 6 апреля 2017 года N 129-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 12 октября 2015 года N 811-РП "О предоставлении в безвозмездное пользование имущества пограничному управлению по Республике Крым Федеральной службы безопасности Российской Федерации" жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Симонок, д. 55, предоставлено в безвозмездное пользование федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым (л.д. 23).
Решением департамента капитального строительства г. Севастополя от 16 марта 2017 года истцу отказано в предоставлении услуги по заключению договора социального найма на основании подпункта 3 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги "Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя".
Из ответа пограничного управления по Республики Крым от 7 октября 2019 года на имя Гаркуши Е.А, его обращение по вопросу заключения договора социального найма квартиры 45 в доме 55 по ул. Симонок в г. Севастополе, следует, что указанная квартира передана в собственность Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за пограничным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым на основании распоряжения правительства Севастополя от 13 июля 2017 года N 312-РП. Также указано, что пограничное управление не является правопреемником как Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины, так и Симферопольского пограничного отряда Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины (в/ч 2161). Решение о признании Гаркуши Е.А. в качестве нуждающегося в жилом помещении пограничным управлением не принималось, указанная квартира в установленном порядке ему не распределялась, правовые основания для заключения договора социального найма отсутствуют. (л.д. 20-21).
Гаркуша Е.А. обратился 21 августа 2020 года в департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи (супруге и двоим детям) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 60).
Департаментом капитального строительства г. Севастополя 8 сентября 2020 года Гаркуше Е.А. направлен ответ, согласно которому его фамилия отсутствует в списках, переданных федеральными органами исполнительной власти, учетное дело, оформленное на его имя, в департамент не передавалось, в связи с чем обеспечить его жильем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, не представляется возможным (л.д. 9).
Таким образом, Гаркуша Е.А. в департамент капитального строительства г. Севастополя с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, и в порядке, предусмотренном приказом департамента капитального строительства г. Севастополя от 26 июня 2018 года N 122-а/2018, не обращался.
Кроме того, Гаркуша Е.А. к категории лиц, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, не относится, поскольку был уволен с военной службы после 18 марта 2014 года в запас Вооруженных сил Украины по пункту "г" статьи 26 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе", на территории г. Севастополя постоянно не проживал в связи с прохождением в период с 29 апреля 2014 года по 22 августа 2014 года военной службы на территории Украины, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, до 18 марта 2014 года, не состоял, сведения о нем в списках, переданных правительству Севастополя из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N 116, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.