Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поповой А.Д. на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 8 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Поповой А.Д. об оспаривании действий органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения участвовавших в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя УМВД России по г. Волгограду по доверенности Докимук Н.С. и представителя ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности Сухорукова В.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попова А.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в ее регистрации по месту жительства и просила обязать отдел по вопросам миграции ОП N 8 УМВД России по городу Волгограду зарегистрировать ее по месту жительства по адресу в г. Волгограде.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 8 июля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Поповой А.Д. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об в удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 9 августа 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя УМВД России по г. Волгограду по доверенности Докимук Н.С. и представителя ГУ МВД России по Волгоградской области по доверенности Сухорукова В.В, полагавших судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании пункта 1 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно статье 70 данного Кодекса наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Под установленным порядком вселения в жилое помещение понимается соблюдение, в том числе, процедуры регистрации по месту жительства.
Такая процедура регламентирована Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства России от 17 июля 1995 года N 713, а также административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2017 года N 984.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, и иные документы, предусмотренные этим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов согласно пункту 6 Правил устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Пунктом 48 Административного регламента также предусмотрено, что для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства. Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала.
В соответствии с пунктом 88 Административного регламента для приема документов от гражданина, признанного недееспособным или не имеющего возможности по состоянию здоровья обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, по его просьбе, просьбе законных представителей или родственников, оформленной в письменном виде, осуществляется выход (выезд) должностного лица органа регистрационного учета, ответственного за прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по месту предполагаемой регистрации гражданина.
Согласно пункту 60 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неявка заявителя в течение трех календарных дней после его приглашения на прием с оригиналами документов, если заявление о регистрации по месту жительства подавалось через Единый портал.
В силу пункта 115.4 Административного регламента сотрудник органа регистрационного учета в течение рабочего дня, следующего за днем регистрации заявлений о регистрации, снятии с регистрационного учета информирует посредством электронного сообщения с использованием Единого портала заявителя, подавшего заявление о регистрации по месту жительства в форме электронного документа и приглашенного на прием, но не явившегося по истечении 15 календарных дней со дня приглашения, о прекращении его рассмотрения и списании в архив.
Как следует из материалов дела 15 ноября 2020 года в отдел по вопросам миграции отдела полиции N 8 управления МВД России по городу Волгограду поступило заявление Поповой А.Д. о регистрации по месту жительства по адресу: г. Волгоград, проспект Канатчикова, д. 7, кв. 80, поданное в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Заявление Поповой А.Д. принято к рассмотрению и 16 ноября 2020 года на ее электронный адрес направлено уведомление о необходимости прибыть 17 ноября 2020 года в 16.00 часов в административный орган, при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт) и договор социального найма.
Поповой А.Д. 17 ноября 2020 года представлен пакет документов, в том числе, заявление о регистрации по месту жительства без подписи нанимателя (основного квартиросъемщика) Измалковой Н.Н. Отсутствие подписи основного квартиросъемщика Измалковой Н.Н. административный истец Попова А.Д. объяснила невозможностью ее присутствия по состоянию здоровья.
Данное обстоятельство явилось основанием для инициирования должностным лицом вопроса о выезде на дом для заверения подписи основного квартиросъемщика Измалковой Н.Н. Однако, в установленный день Попова А.Д. не обратилась в отдел по вопросам миграции для сопровождения сотрудника по указанному адресу.
В связи с неявкой Поповой А.Д. в назначенное время для выезда по месту жительства Измалковой Н.Н, 19 ноября 2020 года предоставление государственной услуги приостановлено в соответствии с пунктом 60 Административного регламента.
Предоставление государственной услуги по обращению Поповой А.Д. прекращено 04 декабря 2020 года в связи с истечением 15 календарных дней со дня приглашения заявителя в административный орган с комплектом документов.
Предоставление административным истцом заявления о регистрации по месту жительства без удостоверенного подписью ответственного квартиросъёмщика согласия на регистрацию, а в дальнейшем уклонение административного истца от устранения данного недостатка в заявлении, являлось препятствием для предоставления государственной услуги.
В рассматриваемом случае форма заявления о регистрации по месту жительства, содержащая графу, предусматривающую подпись лица, предоставившего свое жилое помещение для пользования другому лицу, является подтверждением (доказательством) согласия нанимателя жилого помещения с гражданином на его вселение и проживание, а также подтверждением согласия на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении конкретного лица.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации указано, что регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении.
Из буквального толкования части 3 статьи 3 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 16 Правил, пункта 48 Административного регламента следует, что процедура регистрации лица по месту жительства не предусматривает альтернативное предоставление одного из перечисленных документов (заявление установленной формы о регистрации по месту жительства или документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение), как на то указывает сторона административного истца.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 28 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 8 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.