Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Пятигоры А.И, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Мышачкова М.И, поступившую в суд первой инстанции 10 августа 2021 года, на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мышачкова М.И. к председателю Совета министров Республики Крым Гоцанюк Ю.М. о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мышачков М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Председателю Совета министров Республики Крым Гоцанюк Ю.М, о признании действий незаконными.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Мышачкова М.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09 февраля 2021 года оставлено без изменения решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 октября 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Мышачков М.И. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 15 февраля 2020 года Мышачков М.И. обратился к главе Республики Крым Аксенову С.В. с жалобой, указав, что жалоба подается на бездействие заместителя председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М. и начальника инспекции по жилищному надзору Республики Крым Акуловой Э.В.
В поданной жалобе Мышачков М.И. просил главу Республики Крым провести разбирательство сложившейся ситуации о системных нарушениях действующего законодательства Российской Федерации по факту нарушения прав жильцов многоквартирного дома.
Председатель Совета министров Республики Крым 19 февраля 2020 года отписал обращение для исполнения заместителю Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М, в компетенцию которой входит координация деятельности Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
По резолюции заместителя Председателя Совета министров Республики Крым Жуковой Ю.М. вышеуказанное обращение 25 февраля 2020 года за исх. N было направлено в инспекцию по жилищному надзору Республики Крым.
02 марта 2020 года Мышачкову М.И. дан промежуточный ответ на обращение с уведомлением о продлении срока рассмотрения его обращений, в том числе, поданного 19 февраля 2020 года.
03 марта 2020 года Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым издан приказ N405 о проведении внеплановой выездной проверки управляющей организации МУП "ЖКХ Раздольненское", в связи с поступившими обращениями Мышачкова М.И.
Согласно предписанию Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 марта 2020 года, выданного в адрес МУП "ЖКХ "Раздольненское", по результатам проверки, со стороны МУП "ЖКХ "Раздольненское" по вопросам содержания общего имущества подъезда N 2 МКД N40 по улице Евпаторийское шоссе в пгт. Раздольное инспекцией выявлены нарушения жилищного законодательства РФ, выдано предписание.
30 марта 2020 года на обращения Мышачкова М.И, в том числе и на обращение от 19 февраля 2020 года N/, дан ответ, с направлением его по почте в адрес Мышачкова М.И. и Аппарата Совета министров Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 20 сентября 2019 года N 6-2/19 "Об избрании Главы Республики Крым" избран Аксёнов С.В. на государственную должность Республики Крым Главы Республики Крым сроком на 5 лет.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым от 02 октября 2019 года N362-У Гоцанюк Ю.М. назначен на должность Председателя Совета министров Республики Крым.
В рамках своих полномочий, Председатель Совета министров Республики Крым, в том числе распределяет обязанности между заместителями Председателя Совета министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 237 Регламента Совета министров Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года N 242, организацию в Совете министров работы с обращениями граждан, в том числе письмами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и обращениями депутатов Государственного Совета Республики Крым, письмами федеральных органов исполнительно власти, учреждений, организаций, связанными с рассмотрением обращений граждан и юридических лиц, их регистрацию, анализ, контроль за сроками их прохождения и рассмотрения, полнотой и качеством проверки по обращению, подготовку предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, организации проведения личного приема граждан Председателем Совета министров, первым заместителем, заместителем Председателя Совета министров осуществляет структурное подразделение Аппарата по вопросам обращений граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на государственный орган, должностное лицо закон возлагает обязанность дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Исходя из положений пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что инспекцией проведена проверка по заявлению о нарушении прав жильцов многоквартирного дома. Ответ на обращение административного истца Мышачкова М.И. был дан по существу.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку как было указано, инспекцией была проведена проверка по заявлению, а так же Мышачкову М.И. был дан ответ по существу его обращения.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 октября 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи А.И. Пятигора
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.