Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Пятигоры А.И, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Зубова П.Ю, поступившую в суд первой инстанции 09 августа 2021 года, на решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зубова П.Ю. к территориальной избирательной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону, участковой избирательной комиссии N 1784 Кировского района города Ростова-на-Дону о признании незаконными действий, недействительными итогов выборов, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителей муниципальной избирательной комиссии города Ростова-на-Дону - Дроздовой О.С. и Романадзе С.Ф, представителя избирательной комиссии Ростовской области - Правдюковой Е.А, представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1784 - Нестерова Р.Н, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зубов П.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону, участковой избирательной комиссии N 1784 Кировского района города Ростова-на-Дону о признании незаконными действий, недействительными итогов выборов, обязании совершить определенные действия.
Решением Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 октября 2020 года административные исковые заявления Зубова П.Ю. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 февраля 2021 года оставлено без изменения решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 октября 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Зубов П.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования.
От прокурора Емелиной Е.А. поступили возражения на кассационную жалобу, в которой выражено несогласие с доводами кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. доводам кассационной жалобы возражал, просил решение суда первой и апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители муниципальной избирательной комиссии города Ростова-на-Дону - Дроздовой О.С. и Романадзе С.Ф. доводам кассационной жалобы возражали, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель избирательной комиссии Ростовской области - Правдюковой Е.А. доводам кассационной жалобы так же возражала, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1784 - Нестерова Р.Н. так же возражал доводам кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Зубова П.Ю, суды нижестоящих инстанций пришли к выводу о том, что нарушений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в ходе судебного разбирательства по административному делу не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.
На территории Ростовской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также областным законом Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525 "О выборах и референдумах в Ростовской области".
В соответствие с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Обстоятельства, установление которых в судебном порядке судом соответствующего уровня, могут повлечь отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, определены пунктом 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ путем перечисления конкретных нарушений в подпунктах "а" - "д", а также на указание в подпункте "е" на установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова" указал на то, что в качестве безусловной и единственной предпосылки к отмене судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в избирательном округе требуется подтверждение невозможности достоверного определения результатов состоявшегося волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании.
В Постановлении от 11 июня 2002 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 64, п. 11 ст. 32, п. 8 и 9 ст. 35, п. 2 и 3 ст. 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда" Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
Поэтому суд, решая вопрос об отмене итогов голосования результатов выборов, в силу статей 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принимавших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. Таким образом, основанием к отмене решения об итогах голосования могут быть не всякие нарушения избирательного законодательства, а лишь те из них, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.
Согласно материалам дела, 13 сентября 2020 года состоялись выборы депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва, в том числе, и по Кировскому одномандатному избирательному округу N 10.
Согласно протоколу N 1 от 13 сентября 2020 года Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Кировскому одномандатному избирательному округу N 10 на избирательном участке N 1784 за зарегистрированных на данном участке кандидатов голоса избирателей распределились следующим образом: Вайлер Е.Э. - 60, Зубов П.Ю. - 288, Кузьмин П.П. - 679, Мумджян В.А. - 83.
Из указанного протокола также следует, что число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составило 2135 человек (строка 1); число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 1600 (строка 2), число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, - 781 (строка 3); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной (муниципальной, окружной) избирательной комиссии, - 0 (строка 4); число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, - 315 (строка 5); число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования - 14 (строка 6); число погашенных бюллетеней - 490 (строка 7); число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 810 (строка 8); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 300 (строка 9); число недействительных бюллетеней - 0 (строка 10); число действительных бюллетеней - 1110 (строка 11); число бюллетеней, не учтенных при получении - 0 (строка 12).
Из материалов дела усматривается, что административным истцом было указано на нарушения законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан были допущены при проведении досрочного голосования 9, 10, 11 и 12 сентября 2020 года. Нарушения выразились в том, что на момент подсчета голосов число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, составило 810 штук, что превышает максимально возможное количество на 15 бюллетеней. Несмотря на данный факт бюллетени, находившиеся в переносных ящиках для голосования, решением участковой комиссии не были признаны недействительными, что повлекло учет 15 лишних бюллетеней при подсчете голосов. Признание 810 бюллетеней (72, 97 % от числа бюллетеней, признанных действительными на данном избирательном участке) недействительными является определяющим в итогах выборов на данном избирательном участке.
Возможность проведения досрочного голосования предусмотрена статьей 65 Федерального закона N 67-ФЗ и статьей 58 областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года N 525 "О выборах и референдумах в Ростовской области".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 58 указанного областного закона Ростовской области N 525 при проведении муниципальных выборов избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня за 10-4 дня до дня голосования в помещении соответствующей территориальной комиссии или не ранее чем три дня до дня голосования в помещении соответствующей участковой комиссии.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 65 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 6, пункту 7 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства. Член соответствующей комиссии проставляет в заявлении избирателя дату и время досрочного голосования этого избирателя. Заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, - к списку избирателей, участников референдума). Если избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью. При получении избирателем бюллетеня в списке досрочно проголосовавших избирателей указываются его фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, после чего избиратель проставляет в списке серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе в получении бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени) избирателю также расписывается в соответствующей графе списка досрочно проголосовавших избирателей.
Положениями пункта 8 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
В силу пунктов 9, 10, 11 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования. Территориальная комиссия не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо не позднее чем в день, предшествующий дню начала досрочного голосования в помещении участковой комиссии (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования), передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей. Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей. Если избиратель голосует досрочно в помещении участковой комиссии, отметка: "Проголосовал досрочно" делается в списке избирателей при выдаче бюллетеня.
Согласно пунктам 13-15 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ в день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в п. 3 ст. 30 указанного Федерального закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе, в помещении территориальной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. После совершения указанный действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 данной статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу, признаются недействительными, о чем составляется акт.
На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления - также позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав на основании абзаца 2 пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона N 67-ФЗ Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 утвержден "Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года" (далее - Порядок).
Из пункта 1.2 указанного Порядка следует, что могут применяться следующие дополнительные формы организации голосования:
1) досрочное голосование в помещении для голосования;
2) досрочное голосование вне помещения для голосования;
3) досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах);
4) досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Формы организации голосования, указанные в пункте 1.2 Порядка, применяются по решению комиссии, организующей выборы, а при совмещении выборов - по решению комиссии, организующей проведение выборов более высокого уровня.
Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 6 августа 2020 года N 116-3 "О применении дополнительных форм организации голосования избирателей при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года" утверждено применение 11 и 12 сентября 2020 года. следующих дополнительных форм организации голосования избирателей:
1) досрочное голосование в помещении для голосования;
2) досрочное голосование вне помещения для голосования.
Досрочное голосование в соответствии с предусмотренными формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени (пункт 1.3 Порядка).
Пунктом 1.7 Порядка предусмотрено, что если при проведении выборов, на которых в соответствии с положениями пункта 1.4 Порядка применяется форма организации голосования, указанная в подпункте 1 пункта 1.2 Порядка, предусмотрено проведение досрочного голосования в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ, указанное досрочное голосование проводится в порядке, установленном законом, в период, который начинается за 10 дней до дня голосования и заканчивается за 2 дня до дня голосования.
Согласно пункту 1.8 Порядка досрочное голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка, используется отдельный ящик (ящики) для голосования.
Оформление определенных Порядком форм досрочного голосования регламентировано разделом 6 Порядка. По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом (пункта 6.2 Порядка).
В силу пункта 6.5 Порядка подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от N 67-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
При этом пункты 6.4, 6.6, 6.8, 6, 9 и 6.10 Порядка установлено, что в день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 ст. 30 Федерального закона N 67-ФЗ, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, получивших бюллетени досрочно, в том числе в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ. При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей в первую очередь, до начала работы с бюллетенями, содержащимися в переносных ящиках для голосования, производится подсчет бюллетеней, находившихся в сейф-пакетах, использованных при проведении досрочного голосования в соответствии с Порядком. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных из сейф-пакета бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 6.2 Порядка. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших бюллетени, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку избирателей, письменным заявлениям о голосовании на дому. В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
В силу пункта 6.11 Порядка общее число бюллетеней, выданных при проведении голосования в соответствии с Порядком, подсчитывается по соответствующим отметкам в списке избирателей и учитывается в строке протокола участковой комиссии об итогах голосования "число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно". Число бюллетеней, извлеченных из сейф-пакетов, учитывается в протоколе участковой комиссии об итогах голосования в строке "число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".
Дополнительно пунктом 6.12 Порядка установлено, что если участковой комиссией (территориальной комиссией) проводилось досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 Федерального закона N 67-ФЗ, конверты с бюллетенями вскрываются и обрабатываются в соответствии с пунктами 13-15 статьи 65 указанного Федерального закона.
Как следует из протокола N 1 от 13 сентября 2020 года Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Кировскому одномандатному избирательному округу N 10 на избирательном участке N 1784, число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно, составило 781 (строка 3 протокола). В указанной строке согласно предусмотренному законодательством Порядку должно быть отражено количество бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно (в помещении участковой избирательной комиссии и вне помещения участковой избирательной комиссии).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что 9 и 10 сентября 2020 года в помещении участковой избирательной комиссии N 1784 проголосовало 15 человек.
Данный факт подтверждается представленными в материалы дела заявлениями 15-ти граждан, обратившихся в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 1784 с просьбами о предоставлении возможности голосования досрочно в связи с отсутствием по своему месту жительства в единый день голосования 13 сентября 2020 года, а также ведомостью передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса для выдачи избирателям при проведении досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии от 10 сентября 2020 года.
Указанные заявления, заверенные печатями, содержат дату и время голосования, подписи граждан в получении бюллетеней и подписи членов участковой избирательной комиссии.
Согласно объяснениям председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1784 Филипповой О.В, адресованных председателю Территориальной избирательной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону Правдюковой Е.А, 15 бюллетеней граждан, проголосовавших досрочно 9 и 10 сентября 2020 года в помещении участковой избирательной комиссии N 1784, были ошибочно учтены в строке 5 протокола N 1 от 13 сентября 2020 года Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Кировскому одномандатному избирательному округу N 10 на избирательном участке N 1784 в связи с установленной пунктом 13 статьи 65 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" процедурой их совместного подсчета с бюллетенями, помещенными в стационарный ящик.
Из материалов дела следует и не оспаривалось административным истцом, что 11 и 12 сентября 2020 года (досрочно) вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков, из которых впоследствии бюллетени были помещены в сейф-пакеты, проголосовал 781 избиратель.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что досрочно проголосовало 796 избирателей.
Из материалов дела усматривается и установлено судами нижестоящих инстанций, в день голосования вне помещения для голосования проголосовало 14 избирателей, что отражено в строке 6 итогового протокола участковой избирательной комиссии и подтверждено представленными в материалы дела заявлениями граждан, изъявивших желание голосовать вне помещения для голосования в единый день голосования 13 сентября 2020 года по уважительным причинам.
Таким образом, из материалов дела следует, что общее количество избирателей, проголосовавших по избирательному участку N 1784, составило 1110 человек, из них досрочно (9, 10, 11 и 12 сентября 2020 года) проголосовало 796 избирателей (в том числе, 9 и 10 сентября 2020 года в помещении участковой избирательной комиссии N 1784 - 15 избирателей; 11 и 12 сентября 2020 года -781 избиратель); в день голосования в помещении для голосования (в стационарный ящик) проголосовало 300 избирателей; вне помещения для голосования (в переносной ящик) проголосовало 14 избирателей.
Однако в результате технической ошибки при оформлении протокола N 1 от 13 сентября 2020 года Участковой избирательной комиссии об итогах голосования по Кировскому одномандатному избирательному округу N 10 на избирательном участке N 1784, 15 бюллетеней были учтены в строке 5 протокола вместе с бюллетенями избирателей, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, вместо строки 3 протокола; 810 бюллетеней вместо 795 бюллетеней учтены в строке 8 протокола и 300 бюллетеней вместо 315 бюллетеней учтены в строке 9 протокола.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что что допущенные технические ошибки при заполнении протокола не могут являться основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1784, поскольку сами по себе не могли повлиять на итоги голосования и волеизъявление избирателей.
Как следует из содержания итогового протокола N 1 от 13сентября 2020 года, в нем соблюдены все предусмотренные приложением N 3 к Областному закону Ростовской области "О выборах и референдумах в Ростовской области" контрольные соотношения; общее количество избирателей, проголосовавших по избирательному участку и, следовательно, действительных бюллетеней (1110) остается неизменным вне зависимости от того, что при составлении протокола не все его строки были заполнены правильно. Указанное обстоятельство, вопреки доводам административного истца, свидетельствует об отсутствии вброса бюллетеней.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами нижестоящих инстанций не было установлено фактов принуждения избирателей к участию или неучастию в выборах. Жалоб от избирателей о нарушении принципов свободы и добровольности участия в проведении выборов, как следует из итогового протокола, в том числе, при проведении досрочного голосования, не поступало. Доказательств обратного Зубовым П.Ю. не представлено.
Зубовым П.Ю. не представлены допустимые доказательства наличия в ходе выборов депутатов Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва на избирательном участке N 1784 нарушений, которые влекут отмену результатов голосования, не позволяют выявить действительную волю избирателей, в связи с чем оснований для внесения изменений в результаты выборов в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы седьмого созыва на избирательном участке N 1784, не имеется.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 21 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 22 октября 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи А.И. Пятигора
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.