Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Литвиненко Н.В. по доверенности Штомпеля А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2021 года, которым отменено решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2021 года по административному исковому заявлению Литвиненко Н.В. к Министерству природных ресурсов Краснодарского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Литвиненко Н.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство), изложенного в письме от 9 июля 2020 года N по заявлению Литвиненко Н.В. от 11 июня 2020 года, незаконным; утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка площадью 4540 кв. м в кадастровом квартале "данные изъяты" в координатах характерных точек; возложении на Министерство обязанности предоставить в аренду Литвиненко Н.В. земельный (лесной) участок, кадастровый квартал "данные изъяты" (вблизи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"), площадью 4540 кв. м, местоположение: "адрес", вид использования: для осуществления рекреационной деятельности, срок аренды 49 лет, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указала, что данное решение является основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации обременения (аренды) земельного участка площадью 4540 кв. м, образованного в границах кадастрового квартала "данные изъяты", с видом разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование административного иска Литвиненко Н.В. указала, что 11 июня 2020 года она обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет лесного участка площадью 4540 кв. м с видом использования: для рекреационной деятельности, расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, "адрес", вблизи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в кадастровом квартале "данные изъяты". По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком в адрес Литвиненко Н.В. предоставлено письмо от 9 июля 2020 года N, которым разъяснено действующее законодательство в сфере лесных участков и сообщено, что данные о местоположении испрашиваемого лесного участка приняты к сведению, однако решение о проведении либо отказе в проведении аукциона не принято. Административный истец считает данное решение незаконным и полагает, что предоставленные в Министерство документы соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации, и имеются все основания для предоставления отмеченного лесного участка в аренду для рекреационной деятельности.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2021 года административный иск удовлетворен частично, бездействие Министерства по ненадлежащему рассмотрению заявления Литвиненко Н.В. от 11 июня 2020 года о предоставлении лесного участка в аренду признано незаконным. На Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Литвиненко Н.В. от 11 июня 2020 года о предоставлении лесного участка в аренду. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Литвиненко Н.В. надлежащим образом не рассмотрено, решение о проведении либо отказе в проведении аукциона не принято.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2021 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 августа 2021 года, представитель Литвиненко Н.В. по доверенности Штомпель А.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2021 года и оставлении в силе решения Ленинского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2021 года. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права и неверно дана оценка действиям административного ответчика по нарушению частей 3, 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Указывает, что не дана оценка доводам административного истца о бездействии Министерства по рассмотрению заявления Литвиненко Н.В, что, по мнению представителя, приводит к прямой упущенной выгоде для бюджета Краснодарского края.
Определением судьи от 22 сентября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство выражает несогласие с доводами жалобы, указав, что спорный участок не сформирован в соответствии с требованиями лесного законодательства, соответственно, не мог быть предметом аренды.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 11 июня 2020 года Литвиненко Н.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет лесного участка площадью 4540 кв. м с видом использования - для рекреационной деятельности, расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, в "адрес", вблизи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в кадастровом квартале "данные изъяты"
По результатам рассмотрения заявления Министерством вынесено решение, отраженное в письме от 9 июля 2020 года, которым разъяснено действующее законодательство в сфере лесных участков и сообщено, что данные о местоположении испрашиваемого лесного участка приняты к сведению.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами главы 6 ЛК РФ.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются заинтересованным лицам на основании договоров аренды, к которым применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 72 ЛК РФ в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ (статья 7 ЛК РФ).
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом установленное частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков и частей земельных участков, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету, а также установленное статьей 7 ЛК РФ понятие лесного участка как земельного участка, сами по себе не позволяют участникам лесных правоотношений осуществлять предоставление и использование частей лесного участка как объекта аренды для рекреационной деятельности физическому лицу.
Также частью 1.1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков. При этом не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются сроком до одного года в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью.
Иных случаев предоставления в пользование частей лесных участков лесным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, при заключении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, предметом такого договора не может являться часть лесного участка, либо земли лесного фонда, в отношении которых не осуществлен государственный кадастровый учет.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда исходила из того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок не сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства и в отношении него не осуществлен государственный кадастровый учет, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 72 ЛК РФ исключает возможность предоставления его в аренду. При этом решение административного ответчика было принято в пределах полномочий, на основании представленных административным истцом документов и в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неверно дана оценка действиям административного ответчика по нарушению частей 3, 6 статьи 78 ЛК РФ, регламентирующей порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, являются несостоятельными по приведенным выше основаниям.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Литвиненко Н.В. по доверенности Штомпеля А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 15 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.