Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Салех О.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Салех О.В. об оспаривании бездействия органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Салех О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, выразившегося в непринятии процессуального решения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по перенаправленному администрацией Симферопольского района Республики Крым 20 января 2020 года ее обращению.
Просила возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, рассмотрев заявление административного истца с принятием процессуального решения в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Салех О.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, направленная в районный суд 31 августа 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2019 года. в администрацию Симферопольского района Республики Крым поступило обращение Салех О.В, в котором она просила принять меры, направленные на прекращение незаконного строительства объекта в с. Родниково Симферопольского района в нарушение противопожарных требований, создающего угрозу жизни и здоровью граждан. Просила собранные материалы по данному факту направить в прокуратуру Симферопольского района Республики Крым с целью возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письмом главы администрации Симферопольского района Республики Крым от 20 января 2020 года обращение Салех О.В. направлено в службу государственного строительного надзора Республики Крым для принятия мер в соответствии со статьей 28.1 названного Кодекса, о чем Салех О.В. была проинформирована.
Указанное письмо зарегистрировано службой государственного строительного надзора Республики Крым 24 января 2021 года. Письмом начальника службы от 21 февраля 2020 года административному истцу по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления дан ответ о том, что на основании распоряжения (приказа) службы от 18 февраля 2020 года в период с 4 по 11 марта 2020 года назначена внеплановая выездная проверка в отношении объекта капитального строительства, указанного в обращении, по результатам которой будет составлен акт и в случае выявления нарушений градостроительного законодательства, выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также, при наличии оснований, возбуждено дело об административном правонарушении.
Не получив от службы государственного строительного надзора Республики Крым процессуального решения по результатам рассмотрения своего обращения от 27 декабря 2019 года, полагая, что таким образом допускается незаконное бездействие, Салех О.В. обратилась в суд.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 данного Закона Республики Крым разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Указом главы Республики Крым от 6 августа 2020 года N 256-У образовано министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 1). Служба государственного строительного надзора Республики Крым упразднена (ликвидирована) с 10 сентября 2020 г. (пункт 2).
Согласно пункту 1.1 Положения о службе государственного строительного надзора Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
К основным задачам службы относится, в том числе, осуществление на территории Республики Крым государственного строительного надзора в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 2.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.4 Положения служба для осуществления возложенных на неё задач реализует следующие полномочия и функции: составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции. Начальник Службы устанавливает перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции и применять в пределах своей компетенции административные наказания в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом службы государственного строительного надзора Республики Крым от 16 декабря 2019 года N 358-"П" утвержден перечень должностных лиц службы государственного строительного надзора Республики Крым, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных нарушениях правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 1 статьи 19.4, 19.4.1, частью 6 статьи 19.5, 19.6, 19.7, 19.33, частями 1, 2, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 16 административного регламента осуществления службой государственного строительного республики Крым государственного строительного надзора на территории Республики Крым, утверждённого приказом начальника службы государственного строительного надзора Республики Крым от 16 июля 2019 года N 207-П (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) в случае выявления административного правонарушения при осуществлении государственного надзора результатами являются, в том числн:
1) возбуждение административного производства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) составление протокола об административном правонарушении в соответствии с формой, установленной приложением 13 настоящего Регламента (с вручением или направлением его копии субъекту надзора).
Пунктом 126 административного регламента предусмотрено, что если при проведении проверки установлено, что деятельность субъекта проверки, выполняемые работы, предоставляемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, уполномоченное должностное лицо Службы обязано незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности субъекта проверки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами надзора, любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Установленный Федеральным законом 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Статьёй 10 названного Федерального закона регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
По результатам рассмотренного в установленный законом срок заявления Салех О.В. службой государственного строительного надзора Республики Крым письмом от 21 февраля 2020 года административному истцу сообщено о дате проведения проверки. Вместе с тем после издания приказа о проведении проверки, на территории Республики Крым был объявлен режим повышенной готовности, что сделало ее проведение в установленный период невозможной.
Таким образом, служба объективно не имела возможности провести проверку доводов обращения и отреагировать соответствующим образом в случае выявления нарушений требований закона.
Суды обоснованно указали, что обращение Салех О.В. рассмотрено, в ее адрес направлен мотивированный ответ, а несогласие с его содержанием не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 декабря 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.