Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Иванова А.Е, Пятигоры А.И, с участием прокурора Руденко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Абраменкова В.В. на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 5 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 мая
2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ГУ МВД Российской Федерации по Волгоградской области к Абраменкову В.В. о помещении гражданина Украины, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Волгограду, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В,
УСТАНОВИЛА:
ГУ МВД России по Волгоградской области обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило поместить гражданина Украины Абраменкова В.В, 30.01.1969 года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по
г. Волгограду до исполнения решения о депортации на срок, не превышающий 90 дней
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 5 мая
2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 мая
2021 года решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 5 мая
2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии со статьей 266 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа
1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ).
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона N115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (пункт 5 статьи 34 Федерального закона N115-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4 статьи 35.1 Федерального закона N115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В силу части 9 стати 31 Федерального закона N115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.Как усматривается из материалов дела, Абраменков В. В, 30.01.1969 года рождения, является гражданином Украины.
Приговором Симферопольского районного суда Республики Крым от 25 ноября 2019 года Абраменков В.В. признан виновным в совершении преступления по п.п. "б, в" ч. 2 ст. 158 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
15 июня 2020 года в адрес заведующего Генерального Консульства Посольства Украины в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в установлении принадлежности к гражданству Украины Абраменкова В.В, для дальнейшего оформления ему свидетельства на возвращение и беспрепятственного убытия в Украину.
Из ответа Генерального Консульства Украины в г. Ростов-на-Дону следует, что проверка на принадлежность к гражданству Украины, а также оформление документов для возвращения в Украину осуществляется при предоставлении полных установленных данных лица, относительно которого будет осуществляться проверка, и анкет - заявлений установленного образца.
16 декабря 2020 года Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы N 6862-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Украины Абраменкова В.В, уроженца Украинской ССР, признано нежелательным сроком на 3 года после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ.
9 апреля 2021 года вынесено решение о депортации гражданина Украины Абраменкова В.В.
12 апреля 2021 года в адрес заведующего Генерального Консульства Посольства Украины в Российской Федерации повторно направлен запрос об оказании содействия в установлении принадлежности к гражданству Украины Абраменкова В.В, для дальнейшего оформления ему свидетельства на возвращение и беспрепятственного убытия в Украину.
30 апреля 2021 года Абраменков В.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания.
Как следует из материалов дела, Абраменков В.В. был документирован паспортом гражданина Украины, выданным 22 сентября 2011 года Стахановским ГО УМВД Украины в Луганской области.
В настоящее время Абраменков В.В. официального документа, удостоверяющего его личность, не имеет.
Заключением отделения по вопросам административного выдворения, депортации и реадмиссии отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области постановлено считать личность Абраменкова В. В, как гражданина Украины, установленной.
Судами установлено, что Абраменков В.В. постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет, проконтролировать его пребывание на территории Российской Федерации не представляется возможным.
Кроме того, Абраменковым В.В. в связи с утратой паспорта гражданина Украины на имя начальника Управления миграционной службы МВД Луганской Народной Республики подано заявление о выдаче ему временного удостоверения личности для возвращения на Родину. При этом, в указанном заявлении Абраменков В.В. собственноручно написал, что по состоянию на 12 мая 2014 года он был зарегистрирован по адресу: Луганская область, г. Алмазная, ул. Смольная, 20, кв. 17.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 30 декабря 2020 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Абраменков В.В, являясь уроженцем Украинской ССР, в 2011 году был документирован паспортом гражданина Украины, выданным Стахановским ГО УМВД Украины в Луганской области, на момент принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополь не проживал, а также то, что по состоянию на 12 мая 2014 года он был зарегистрирован по адресу: Луганская область, г. Алмазная, ул. Смольная, 20, кв. 17 в настоящее время им в связи с утратой паспорта гражданина Украины на имя начальника Управления миграционной службы МВД Луганской Народной Республики подано заявление о выдаче ему временного удостоверение личности для возвращения на Родину, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований ГУ МВД России по Волгоградской области о помещении Абраменкова В.В, подлежащего депортации, в специальное учреждение.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Судебная коллегия кассационного суда считает необходимым отметить, что распоряжение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, решение о депортации, принятые в отношении административного ответчика, не отменены и незаконными не признаны.
Административный ответчик не лишен права обратиться в суд с соответствующим заявлением, если полагает, что указанными решениями административного органа нарушены его права и законные интересы.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 5 мая
2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 21 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 октября 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи А.Е. Иванов
А.И. Пятигора
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.