Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Шелудько В.В. и Мальмановой Э.К.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кравченко Ф.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кравченко Ф.Н. к ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района города Астрахани" Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения представителя административного истца - Бикеевой И.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кравченко Ф.Н. обратилась в Трусовский районный суд города Астрахани с административным иском к ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района города Астрахани", Министерству социального развития и труда Астраханской области, о признании отказа незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что 12 июня 2020 года обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. 11 августа 2020 года административным истцом получено единое уведомление об отказе в назначении государственных услуг N.
Согласно уведомления административному истцу отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с превышением среднемесячного дохода семьи, величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области за 2 квартал, предшествующий году обращения за ежемесячной выплатой на ребенка. Административный истец полагает данный отказ незаконным, поскольку семья административного истца состоит из 4 человек - административного истца и трех несовершеннолетних детей: Айташева А.К, "данные изъяты" года рождения, Кравченко М.А, "данные изъяты" года рождения, Фомушкина Д.А, "данные изъяты" года рождения.
Доход административного истца за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года составил: доход от предпринимательской деятельности по декларации - 2 008 454 рубля, расходы по декларации - 1 974 645 рублей, итого доход - 33 809 рублей, алименты - 195 093 рубля 64 копейки, детские пособия - 124 373 рубля 47 копеек, итого: 353 276 рублей 11 копеек. Таким образом, среднедушевой доход составлял 7359 рублей 90 копеек, что меньше установленного постановлением правительства Астраханской области от 29 июля 2019 года N 274-П прожиточного минимума за 2 квартал 2019 года в размере 10571 рубль.
Вместе с тем, административным ответчиком при производстве расчета принят во внимание доход административного истца от предпринимательской деятельности без учета понесенных расходов, что по мнению административного истца необоснованно.
В связи с изложенным, административный истец просил признать отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" в предоставлении Кравченко Ф.Н. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, выраженный в едином уведомлении об отказе в назначении государственных услуг от 11 августа 2020 года N незаконным и обязать ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" рассчитать ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет по заявлению Кравченко Ф.Н. и предоставить государственную социальную помощь.
Решением Трусовского районного суда города Астрахани от 12 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Признан отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" в предоставлении Кравченко Ф.Н. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, выраженный в едином уведомлении об отказе в назначении государственных услуг от 11 августа 2020 года N незаконным. Суд первой инстанции обязал ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" повторно рассмотреть заявление Кравченко Ф.Н. о ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно от 12 июня 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года решение от 12 апреля 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Кравченко Ф.Н. о признании отказа незаконным, возложении обязанности, оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 сентября 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 28 сентября 2021 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 16 ноября 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц - связи с Кировским районным судом города Астрахани.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что при рассмотрении настоящего административного дела апелляционным судом допущены такого характера нарушения.
В силу частей 1 и 3 статьи 8.1 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-ОЗ (в редакции от 27 августа 2020 года) "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", пунктов 2.1 и 2.4 "Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", утвержденном Постановлением Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 года N 174-П, статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснений в Письме Министерства Финансов Российской Федерации от 29 июля 2016 года N 03-11-10/44552, разъяснений о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, утвержденного Приказом Минтруда России N 703н, Минфина России N 112н, Минобрнауки России N 1294 от 29 ноября 2013 года, Астраханским областным судом не дана оценка выводам суда первой инстанции о том, что при производстве расчета дохода на душу населения при назначении мер социальной поддержки органами социальной защиты населения, доходы индивидуальных предпринимателей должны учитываться за минусом произведенных ими расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" в предоставлении Кравченко Ф.Н. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, выраженный в едином уведомлении об отказе в назначении государственных услуг от 11 августа 2020 года N не основан на законе, и требование истца в части признания данного отказа незаконным обоснованы и подлежат удовлетворению, что также порождает обязанность ответчика повторно рассмотреть заявление Кравченко Ф.Н. о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно от 12 июня 2020 года.
Вместе с тем районный суд верно констатировал, что принятие решения о возложении на ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" обязанности рассчитать ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет по заявлению Кравченко Ф.Н. и предоставить государственную социальную помощь находится в исключительной компетенции органа социальной защиты населения, в связи с чем оснований для удовлетворения указанного требования административного истца в данной части не имеется.
Судебная коллегия апелляционной инстанции отменяя указанный судебный акт и принимая по настоящему делу новое решение которым отказала в удовлетворении административных исковых требований, находит недоказанными доводы административного истца о том, что среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области.
Однако в силу изложенного, суд первой инстанции ссылаясь на указанные выше нормы права, правильно признал незаконным отказ ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" в предоставлении Кравченко Ф.Н. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, выраженный в едином уведомлении об отказе в назначении государственных услуг от 11 августа 2020 года N. При этом суд верно обязал ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" повторно рассмотреть заявление Кравченко Ф.Н. о ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно от 12 июня 2020 года.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 16 июня 2021 года отменить, решение Трусовского районного суда города Астрахани от 12 апреля 2021 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Шелудько В.В.
Мальманова Э.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.