Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Денисовой Н.А. к администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Денисова Н.А. обратилась в Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным решение администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) от 28 сентября 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" как члену садоводческого товарищества "данные изъяты"; возложить на администрацию обязанности подписать распоряжение о предоставлении ей в частную собственность данного земельного участка.
В обоснование административного иска Денисова Н.А. указала, что 19 сентября 2020 года она обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление гражданину, являющемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка, для ведения садоводства, огородничества или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно (аренду)". 28 сентября 2020 года администрация отказала заявителю в предоставлении муниципальной услуги. С указанным ответом административный истец не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 марта 2021 года административный иск удовлетворен частично, признан незаконным отказ Денисовой Н.А. в предоставлении указанной муниципальной услуги, выраженный администрацией в письме за подписью первого заместителя главы администрации ФИО от 28 сентября 2020 года N, путем его отмены. На администрацию возложена обязанность предоставить муниципальную услугу административному истцу путем подписания распоряжения главы администрации о предоставлении Денисовой Н.А. земельного участка N, расположенного в "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества, площадью: 519 кв. м (далее - спорный земельный участок) в частную собственность Денисовой Н.А. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решением административного ответчика нарушены права административного истца, поскольку она необоснованно лишена права на предоставление земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 октября 2021 года, администрация ставит вопрос об отмене решения Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года. Как указывает заявитель, представленные Денисовой Н.А. документы не соответствовали требованиям законодательства. Ссылается на то, что до настоящего времени границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
Определением судьи от 21 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы Денисова Н.А. выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2019 года по делу N административное исковое заявление Денисовой Н.А. об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворено. Суд возложил на администрацию обязанность предоставить муниципальную услугу Денисовой Н.А. по предварительному согласованию предоставления спорного земельного участка путем выдачи постановления (распоряжения) о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с постановлением администрации г. Сочи от 7 мая 2015 года N 1499 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (в редакции от 29 декабря 2017 года).
Распоряжением администрации от 6 марта 2020 года N "Об исполнении решения Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 декабря 2019 года к делу N" предварительно согласовано предоставление в собственность бесплатно спорного земельного участка с условием уточнения его границ в государственном кадастре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п. 1). Установлен вид разрешенного использования образуемого земельного участка - "для ведения гражданами садоводства и огородничества". Денисова Н.А. уполномочена обратиться от имени администрации г. Сочи в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестр" по Краснодарскому краю и Управление Росреестра по Краснодарскому краю Сочинский филиал без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, а также с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 распоряжения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 7 марта 2021 года право собственности на указанный земельный зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи.
19 сентября 2020 года Денисова Н.А. обратилась с заявлением в администрацию на предоставление муниципальной услуги "Предоставление гражданину, являющемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства без проведения торгов в собственность бесплатно (аренду)" в отношении спорного земельного участка.
Письмом администрации за подписью первого заместителя главы администрации ФИО от 28 сентября 2020 года за N Денисовой Н.А. отказано в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление гражданину, являющемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка, для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно (аренду)".
Отказ в предоставлении муниципальной услуги мотивирован несоответствием представленных документов требованиям законодательства:
- в заявлении не указаны сведения о садоводческом товариществе, членом которого является заявитель, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги по подпункту 1 пункта 37 административного регламента; п. 3 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ));
- не представлен протокол общего собрания членов садоводческого объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами объединения либо иной устанавливающий распределение земельных участков в таком объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги по подпункту 1 пункта 37 административного регламента; пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ);
- границы земельного участка, указанного в заявлении подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (основание для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 24 статьи 39.16 ЗК РФ);
- в ЕГРЮЛ сведения о регистрации такого юридического лица как СДТ "Юг" отсутствуют (основание для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ);
- согласно информации ЕГРН от 19 сентября 2020 года правообладателем испрашиваемого земельного участка по сведениям о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав является иное лицо (вид права - собственность (частная собственность)) (основание для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Выражая несогласие с данным отказом администрации, Денисова Н.А. обратилась в суд с административным иском.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу приведенного федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 упомянутой статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в ЕГРН;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 указанной статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Постановлением администрации г. Сочи от 15 апреля 2015 года N утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление гражданину, являющемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства без проведения торгов в собственность бесплатно (аренду)" (далее - Административный регламент).
В данном Административном регламенте предписаны процедуры для заявителя и перечень документов, которые должны быть представлены для получения земельного участка в собственность бесплатно, к которым относятся:
- копия документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность); документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя физического лица (удостоверенный нотариусом), если с заявлением обращается представитель заявителя;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Предоставление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами объединения, либо иной устанавливающий распределение земельных участков в таком объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа;
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался в администрацию внутригородского района г. Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, к заявлению дополнительно прилагаются сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что заявителем в полной мере исполнена возложенная на нее обязанность, представленные Денисовой Н.А. документы соответствует требованиям федерального законодательства, изложенным в пункте 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, а также пунктам 26, 27 Административного регламента. Причины, указанные в оспариваемом решении административного ответчика, суды не признали препятствием для реализации права административного истца, как члена садоводческого товарищества на получение земельного участка в собственность.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию администрации в судах нижестоящих инстанций, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 марта 2021 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.