Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрев кассационную жалобу военного комиссариата Апшеронского района Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Хворова А.А. к военному комиссариату Апшеронского района Краснодарского края об оспаривании решения (заключения) призывной комиссии, заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К,
УСТАНОВИЛА:
Хворов А.А. обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Апшеронского района (выписки из дела протоколов заседаний призывной комиссии - протокол от 23 декабря 2020 года N о признании Хворова А.А, "данные изъяты", не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложении на отдел комиссариата Апшеронского района обязанности принять решение о зачислении Хворова А.А, "данные изъяты", в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и выдать ему военный билет.
В обоснование заявленных требований Хворов А.А. указал, что от службы в армии не уклонялся, от соответствующего призыва не скрывался, вел законопослушный образ жизни, с учетом полученного направления обучался по очной форме обучения в "данные изъяты", по окончанию ВУЗа официально работал в органах внутренних дел Апшеронского района, а после, в порядке перевода - в соседнем Белореченском районе, в связи с чем в указанный период времени (2011-2020 годы) имел право на получение отсрочки, а поэтому признание его лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то оснований, является необоснованным. Также указал, что в отношении административного истца Хворова А.А. военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву его на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата не направлялись и под роспись ему не вручались, несмотря на то, что совершение таких юридически значимых действий возлагается на военный комиссариат.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 6 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец на воинском учете в комиссариате Апшеронского района с 2011 года не состоял, проживал в г. Белореченске, в связи с чем был обязан встать на воинский учет в военный комиссариат по месту пребывания, что им сделано не было. Кроме того, Хворовым А.А. не исполнена обязанность явиться в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июля 2021 года решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 6 апреля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе и дополнении к ней военный комиссариат Апшеронского района Краснодарского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июля 2021 года и оставлении в силе решения Апшеронского районного суда Краснодарского края от 6 апреля 2021 года. По мнению заявителя, Хворов А.А. умышленно обратился в военный комиссариат Апшеронского района Краснодарского края после достижения 27-ми лет. Ссылается на то, что административный истец до указанного возраста находился в розыске. Обращает внимание суда на то, что призывная комиссия Апшеронского района не была привлечена к участию в деле.
Определением судьи от 28 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, объяснения представителя административного ответчика Тагирова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, Хворова А.А. возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд полагает решения суда апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Из административного иска следует, что Хворов А.А, обращаясь в суд, просил, в частности, признать незаконным решение призывной комиссии Апшеронского района (выписки из дела протоколов заседаний призывной комиссии - протокол от 23 декабря 2020 года N 4) о признании его не прошедшим военную службу по призыву.
Правовой статус призывных комиссий определяется Законом N 53-ФЗ, в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 53-ФЗ организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно части 7 статьи 28 Закона N 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Вместе с тем призывная комиссия Апшеронского района, чье решение обжалуется административным истцом, в нарушение части 5 статьи 41, статьи 221 КАС РФ не привлечена к участию в деле.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 310, статьи 328 КАС РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является существенным нарушением норм процессуального права, которое повлияло на исход административного дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает оспариваемый судебный акт подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, доводы кассационной жалобы судебной коллегией оставлены без оценки.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить круг лиц, участвующих в деле, и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 июля 2021 года отменить, направить административное дело N 2а-511/2021 на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.