Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Тарковской Е.О. - Королева Н.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Тарковской Е.О. к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя об отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя Бариева А.Е, прокурора Костюка А.И, судебная коллегия
установила:
Тарковская Е.О. обратилась с иском к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя, в котором просила отменить решение территориальной комиссии от 2 августа 2021 года N "О регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва ФИО15 по пятимандатному избирательному округу N на выборах депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва города Севастополя, выдвинутой СГОПП "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 13 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Решение территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N1, N2 по выборам в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополь Андреевский муниципальный округ) от 02 августа 2021 года N N "О регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва ФИО16 по пятимандатному избирательному округу N на выборах депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва города Севастополя, выдвинутой СЕВАСТОПОЛЬСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных требований.
В кассационной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, считает вышеуказанные судебные акты незаконными и необоснованными; судами допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Бориева А.Е. просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Прокурор в возражениях на кассационную жалобу указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Определением судьи от 21 октября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 23 ноября 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Севастопольским городским судом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Решением Совета Андреевского муниципального округа города Севастополя от 28 июня 2021 года N назначены выборы депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя от 2 июля 2021 года N на территориальную комиссию Нахимовского района г. Севастополя возложены полномочия окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1, 2 по выборам в депутаты Совета Андреевского муниципального округа 3 созыва внутригородского муниципального образования г. Севастополя Андреевский муниципальный округ.
Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя принято Решение N от 2 августа 2021 года о регистрации ФИО19 кандидатом в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя
Тарковская Е.О, являющаяся кандидатом в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя согласно Решению от 07 августа 2021 года N, обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата ФИО17 в связи с не предоставлением документов в избирательную комиссию.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, установив вышеизложенные обстоятельства, пришел к выводу о подтвержденности фактов нарушений избирательного законодательства в части не предоставления кандидатом документов о смене фамилии согласно п. 4.1 ч. 4 статьи. 40 Закона N 20-ЗС и подпункта в" пункта 3 ст. 33 ФЗ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и отклонил доводы заинтересованного лица кандидата ФИО18. о бездействии избирательной комиссии, поскольку закон возлагает на кандидата ответственность за полноту и достоверность представляемых документов и сам факт отсутствия документа о смене фамилии является основанием для отмены регистрации кандидата.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции указал, что с учетом фактических обстоятельств дела, оснований полагать, что нарушения, на которые указывает административный истец, привело к нарушению его прав и созданию неравных условий для кандидатов, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом судебной коллегией суда апелляционной инстанции указано следующее.
Так, реализация и защита избирательных прав граждан осуществляется избирательными комиссиями, осуществляющих подготовку и проведение выборов согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Это требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса. Игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 11-П).
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает его об этом.
Указанная обязанность избирательной комиссии направлена на обеспечение предусмотренного тем же законоположением права кандидата не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы - за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, - представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения этих документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Отсутствие же у кандидата права вносить уточнения и дополнения в ранее представленные им в уполномоченную избирательную комиссию подписные листы в поддержку его выдвижения и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, предопределено принципом равенства выдвинутых кандидатов, необходимостью качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 1087-0-0).
Обязанность избирательной комиссии известить кандидата о недостатках в представленных им документах призвана гарантировать надлежащее осуществление пассивного избирательного права при выдвижении и регистрации кандидатов, носит императивный характер и не предполагает уклонения от ее исполнения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-0-0). Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 названного Федерального закона о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации
предусмотрено законом.
Надлежащее исполнение по отношению ко всем кандидатам обязанности извещать их о недостатках в документах, представляемых ими в избирательную комиссию, требует установления соответствующего порядка приема и проверки этих документов избирательными комиссиями. Касательно выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации такой порядок, основанный на положениях избирательного законодательства, раскрыт в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N. Согласно данным
Рекомендациям применительно к выдвижению и регистрации отдельных кандидатов:
в целях организации приема и проверки документов организующая выборы избирательная комиссия принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые - в случаях, предусмотренных законом, и обязательные - формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, определяет порядок приема таких документов и создает рабочую группу по их приему и проверке | пункт 2.1);
рабочая группа осуществляет прием документов (пункт 4.1), а после их приема лицу, их представившему, выдается письменное подтверждение их получения и в необходимых случаях - справка о приеме документов; в подтверждении о получении документов указываются все принятые документы с количеством листов и экземпляров каждого из них, дата и время представления документов, начала и окончания их приема (пункт 4.5);
в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований закона в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках (пункт 4.6);
извещение о недостатках утверждается решением избирательной комиссии, в нем должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в представленных документах, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из документов оформлены с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, в чем состоит это нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки; на заседание избирательной комиссии по вопросу об извещении о выявленных недостатках приглашается кандидат либо его представитель, незамедлительно после заседания решение избирательной комиссии вручается присутствующему кандидату, его представителю, а при их отсутствии - направляется в их адрес (пункт 4.12.2).
Кроме того, избирательная комиссия доводит до избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, определенном организующей выборы избирательной комиссией, и сообщает средствам массовой информации о выявленных фактах недостоверности таких сведений (пункты 6-8 статьи 33 названного Федерального закона).
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 ноября 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относит к основаниям отказа в регистрации кандидата, в частности: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для такого уведомления (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на указанный день в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2"). Если эти нарушения выявлены после вступления в силу решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, то они могут повлечь отмену такого решения судом (пункт 6 статьи 76 данного Федерального закона).
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 6-П от 12 марта 2021 года.
При этом, суд апелляционной инстанции указал о наличии обязанности у кандидата ФИО21. нести ответственность за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. Однако, факт неисполнения избирательной комиссией обязанности с 22 июля по 2 августа 2021 года известить кандидата о выявлении недостатков в представленных ею документах, повлекло за собой создание условий для отмены регистрации кандидата ФИО20 в будущем. Однако, судом первой инстанции не дана оценка действиям избирательной комиссии.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял новое решение об отказе в удовлетворении административных требований.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Вместе с тем, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что при рассмотрении административного иска об отмене решения о регистрации кандидата в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ, к обстоятельствам, подлежащим выяснению, в частности, относится выяснение, извещала ли избирательная комиссии кандидата об отсутствии копии свидетельства о заключении брака, было ли данное нарушение для избирательной комиссии очевидным, не являлось ли данное нарушение намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Однако, суд первой инстанции данные обстоятельства не выяснял.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Суд апелляционной инстанций правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2020 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Карасова Н.Х.
Мальманова Э.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.